ФЕОДОСИЯ. ХРАМ СВЯТОГО СЕРГИЯ

Храм Святого Сергия
Все о Крыме Фото Крыма О Феодосии << назад вперед >>

Фото "Храм Святого Сергия" снято осенью, на фото Храм Святого Сергия в Феодосии.

Армянский храм Сергия (Саркиса) неоднократно перестраивалось и отличается оригинальностью планировки, а также интересным объемно-пространственным решением. Назван храм в честь Святого Саркиса - одного из самых любимых святых армянского народа его именем названо множество Армянских церквей. День его памяти, который следует за Передовым постом новообращенных, утвержденный Св. Григорием Просветителем, отмечается за 63 дня до Пасхи. По преданию, Св. Саркис жил в 4 веке и был родом из Кесарии Каппадокийской. Мужественный и умный человек, он поступил на военную службу и достиг звания стратилата римской армии при императоре Константине. Но он проявил себя не только как искусный и храбрый военачальник, но и как ревностный проповедник христианства, которое тогда, наконец, вышло из подполья. Пользуясь покровительством императора, он ходил из города в город, проповедуя Евангелие и возводя христианские церкви на месте языческих капищ. После смерти Константина на римском троне воцарился Юлиан, прозванный впоследствии Отступником за свое стремление реанимировать язычество. Юлиан Отступник начал ожесточенные гонения на христиан. Репрессиям подвергся и Саркис. Во время одной из молитв ему явился Иисус Христос и повелел: “Отправляйся в страну, которую Я укажу тебе. Там ты найдешь уготованный тебе венец добродетельности”. И Саркис вместе со своим сыном Мартиросом отправился в христианскую Армению – к царю Тиграну. Но в Армении он пробыл недолго. Император Юлиан, вознамерившийся восстановить свою власть на Востоке, двинулся в 363 г. со своей армией в Сирию. Римские легионы перебили по пути немало христиан. Опасаясь за судьбу Саркиса, царь Тиран посоветовал ему перебраться в Персию. Персидский шах Шапух II, наслышанный о доблестях Саркиса, назначил его военачальником. Ему пришлось держать оборону против римлян, которые к тому времени уже достигли подвластных Персии территорий. Римские войска превосходили по численности подразделения, имевшиеся в распоряжении Саркиса. Но он призвал солдат отринуть страх и вверить себя Создателю, и атака римлян была отбита. Влияние Св. Саркиса на своих соратников было столь велико, что многие из них обратились ко Христу. Узнав об этом, шах призвал его к себе и приказал принять зороастризм. Св. Саркис отказался, сказав, что предпочитает служить истинному Богу. Разгневанный шах приказал отдать его сына Мартироса на растерзание толпе, а самого Саркиса обезглавил. Четырнадцать христиан из числа его подчиненных взяли тела мучеников, чтобы предать их христианскому погребению, за что сами также были обезглавлены, приняв мученическую кончину. И все же мощи мученика не канули в Лету. С V века они находятся в Армении, в селе Карпи (Уши) близ Аштарака, куда их из Сирии доставил создатель армянской письменности Месроп Маштоц. Мощи покоятся в специально построенной церкви, которая носит имя святого. До наших дней дошла красивая легенда, помогающая понять, почему святого Саркиса считают покровителем молодых влюбленных. Итак, вернувшись с победой после очередного сражения, святой Саркис и 39 его солдат и соратников праздновали победу в королевском дворце. После обильного угощения, приняв изрядную долю спиртного, все сорок победителей отправились спать. Король же приказал сорока молодым женщинам убить храбрых воинов. 39 женщин выполнили приказ и убили солдат и соратников Саркиса, но одна женщина, увидев прекрасное лицо спящего Саркиса, безумно полюбила воина. Вместо того, чтобы убить Саркиса, она его поцеловала. Проснувшись и осознав, что произошло, Саркис оседлал своего быстроходного белого скакуна, взял с собой влюбленную девушку, разнес городские ворота и, вызвав буран, покинул город. Именно эта красивая легенда заставила влюбленных считать Св. Саркиса своим ходатаем-покровителем. Согласно другой легенде, Св. Саркис помог влюбленному юноше Ашугу Гарибу. Бедный Ашуг Гариб любил Шах-Санаме – дочь одного богача. Девушка тоже любила его, но Ашуг был беден, и отец девушки был против их брака и хотел отдать ее в жены богатому человеку. Тогда Ашуг Гариб решил отправиться в чужие края и там честным трудом заработать себе состояние. Но перед этим он заручился клятвой своей возлюбленной, что та семь лет будет ждать его. А если опоздает с возвращением хотя бы на один день, то она вольна выйти замуж за другого по желанию отца. Семь лет подряд, трудясь день и ночь, Ашуг Гариб сумел накопить состояние и пустился в путь домой. Но на своем пути он столкнулся со многими трудностями и испытаниями. Стало ясно, что он не поспеет к любимой девушке. Встревоженный всем этим, Ашуг с чистым сердцем и пламенной душой в молитве обратился к Св. Саркису, прося у святого помощи. Св. Саркис, вняв молитве влюбленного Ашуга, сразу явился ему в вихре пурги на белоснежном быстром скакуне, посадил его на своего коня и в одно мгновение домчал к Шах-Санаме. Тогда отец девушки, видя твердость Ашуга Гариба, совершившееся чудо, чистую любовь и преданность влюбленных, благословил их союз. С этим днем связано также несколько народных обычаев. Так, в ночь перед праздником Св. Саркиса, молодые по традиции съедают соленную лепешку. После этого ничего не едят и не пьют, ожидая откровение во сне. Считается, что из чьих рук возьмешь во сне воду, тот и станет твоим супругом. К этому дню относится еще один обычай: поднос с мукой из жареной пшеницы ставят на крыше или на балконе. Согласно легенде, Св. Саркис должен с ангелами пролететь над домами. И если в подносе с мукой отпечатается след от копыта его белого коня (символ чистоты и беспорочности), то в этом году исполнится мечта влюбленного юноши или девушки. Традиция празднования Дня влюбленных была восстановлена в Армении в 2007 году. Праздник похож на отмечаемый во многих католических странах День всех влюбленных (святого Валентина), однако вместо обмена «валентинками» молодые влюбленные в Армении, как уже было сказано, угощаются солеными лепешками. Католикос всех армян Гарегин II после своего избрания в 1999 г., провозгласил день Святого Саркиса Днем благословения молодых. Большая часть связанных с Саркисом сюжетов и мотивов имеют еще дохристианское происхождение. В них Саркис почитался как повелитель ветра, вьюги и бури, зооморфных духов тумана повелитель волков. Чтобы оградиться от всех этих напастей древние армяне возносили хвалу Саркису и просили у него защиты. Постройка церкви Сергея датируется 1363 годом, но существуют предположения, что это один из древнейших армянских храмов Феодосии, сооруженный в X- XI веках, до появления в Крыму Генуэзцев. Архитектура памятника отличается простотой и легкостью, сохраняя особенности средневековых армянских церквей. Стены Сергия (Саркиса) сложены из крупных блоков известняка, швы тщательно затерты. В плане здания лежит прямоугольник с алтарным выступом и полуциркульным сводом, перекрытым двускатной крышей. Здание имеет два зала и придел, соединивший церковь и звонницу. Алтарь ориентирован на восток; в алтаре имеется купель, украшенная каменной резьбой. Находящаяся рядом с храмом звонница построена в XV веке в стиле армяно-малоазиатской архитектуры. Она выполнена в виде беседки-кивория и также покрыта красивым причудливым орнаментом. У входа в храм, по обеим сторонам дверей - два григорианских креста. Прежде вход был украшен ореховой дверью с искусной резьбой - сейчас одна из ее половинок выставлена в Эрмитаже, вторая - в экспозиции Феодосийского краеведческого музея. В церкви Святого Сергия привлекают внимание каменные плиты с изображением розеток, крестов это каменные плиты - хачкары "крест-камень с изображением крестов и надписями на армянском языке. Это гордость средневекового искусства Армении. Известно, что при храме Саркиса в средние века действовала одна из крупнейших школ, где учили искусству миниатюры и гравюры. Здесь же, в ограде церкви, находится последнее пристанище великого художника. Вся Феодосия провожала его в последний путь в 1900 году, похоронив в усыпальнице на древнем кладбище при храме, где обретали приют люди известные и достойные. Здесь обнаружена надгробная плита известного армянского художника-миниатюриста, мастера переплетного дела Николаеса Цакхарара, работавшего во многих городах Крыма в XVII веке. В 1903 году на могиле Айвазовского его второй женой, Анной Никитичной, был воздвигнут памятник-саркофаг из цельного куска белоснежного мрамора. На мраморной доске надпись: «Профессор Иван Константинович Айвазовский. 1817-1900». На другой стороне надпись на древнеармянском языке: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память» это слова армянского историка Мовсеса Хоренаци. Автор памятника известный Итальянский скульптор Л. Биоджоли. Рядом также находится склеп, где в 1944 году похоронена жена художника. Церковь Сурб Саркис является действующей и принадлежит армянской общине города. В стене церкви, над дверью, имеется плита с армянской надписью, сообщающая о том, что в 1888 году в результате пожар храм сгорел. Перестройка осуществлена на средства Берберова и И. К. Айвазовского, для которого храм Сурб-Саркис был родным. Здесь художник был крещен в 1817 году, здесь он венчался со своею женой Юлией Гревс, здесь же его отпевали. О пожаре и восстановлении церкви говорит и надпись на плите внутри здания. Указывается, что И. К. Айвазовский подарил храму иконы «Хождение по водам», «Богоматерь с младенцем», «Тайная вечерю», «Моление о чаше» и другие. В настоящее время они находятся в картинной галерее Айвазовского. С 1811 года, со времени образования Феодосийского музея древностей, в церкви накапливались каменные плиты с надписями, ставшие в 20 веке основой лапидарной коллекции краеведческого музея. Над изучением этих памятников в начале XX века работали В. Н. Юргевич, Л. П. Колли, позднее - Е. Скрижинская, Г. М. Григорян и другие. Однако в 1970 году при строительстве жилых домов была нарушена старая дренажная система и в храм стали поступать грунтовые воды. В это же время погибла часть штукатурки с остатками фресковых росписей. В связи с этим осенью 1986 года экспонаты лапидария были вывезены в основное здание краеведческого музея. В настоящее время доступ внутрь здания ограничен.

Условия использования материалов сайта tavriy.ru . Если Вам понравился сайт tavriy.ru, разместите, пожалуйста, на своем сайте или блоге нашу кнопку. Получить код кнопки.

Отдых в Феодосии
Главная страница Каталог туристических сайтов Написать письмо реклама на сайте