КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

КОНТАКТЫ

Турагентство Василевского Юрия Александровича занимается бронированием гостиниц и частного сектора в Крыму и рекламой в сети Internet. о ЧП

Телефоны для бронирования
Российский МТС (Крым)
+7 978 860 41 73


E-mail: simeiz_07@mail.ru

ICQ: 575819584

Skype: yuriy_vasylevsky
Call me!

ТУАПСЕ - ГОРОД в КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Туапсе – город воинской славы, торговый, транспортный, промышленный, образовательный центр, главный город Туапсинского района. В наши дни город Туапсе — это крупный промышленный узел побережья Черного моря. И конечно же, популярный морской курорт с уникальными природно-климатическими условиями, целебным морским и горным воздухом. Население города – более 60 тысяч человек. Туапсе как курорт развивается благодаря Черному морю, отрогам Кавказских гор, полностью покрытых лесом, и влажному субтропическому климату. смотреть фото Туапсе

Туапсе автовокзал   Туапсе. Аллея   Туапсе. Церковь Николая Чудотворца

ТУАПСЕ. АВТОВОКЗАЛ

 

ТУАПСЕ. АЛЛЕЯ

 

ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА


ИСТОРИЯ ТУАПСЕ

Город Туапсе расположен в долинах рек Туапсе и Паук на побережье Черного моря. Носит имя реки Туапсе, которая берет свое начало из слияния двух рек Чилипси и Пшенахо. «Туапсе» в переводе с адыгского означает «две воды». Черноморское побережье района Туапсе начало осваиваться человеком более 5 тысяч лет назад. Самое древнее письменное упоминание о Туапсе относится к IV-II векам до н.э. В ХIII веке орды Чингиз-хана испепелили все поселения Черноморского побережья Кавказа. В ХV столетии побережье захватили турки. Они вывозили рабов на рудники, лес и шкуры животных. После подписания Андриапольского мирного договора, в 1829 году восточное побережье Черного моря от устья реки Кубань до форта Святого Николая (нынешний город Сочи) отошло к России. После посещения Кавказа императором Николаем I в конце 1837 г. русские войска начали продвижение в западном направлении вдоль побережья Черного моря от Гагр до Анапы. Началось строительство Черноморской береговой укрепленной линии. Начатое еще в 1834 г. сооружение Геленджикской линии от Ольгинского укрепления на реке Кубани до побережья Черного моря было приостановлено, все усилия были направлены на укрепление русских позиций на Черноморском побережье. Новые форты и укрепления возводились отрядами генералов А. А. Вельяминова и Н. Н. Раевского при содействии Черноморского флота под командованием адмирала М. П.Лазарева. Все возведенные к 1839 г. береговые укрепления были объединены в Черноморскую береговую линию. Она состояла из укреплений, крепостей и фортов, возведенных в устьях рек, населенных пунктах и плодородных долинах для обеспечения полного контроля над данной территорией.
Туапсе основан 25 мая (12 мая старого стиля) 1838 г. Это было одно из 17 укреплений Черноморской береговой линии, созданной русским командованием. Десант под командованием генерала Н. Н. Раевского высадился на гористом берегу с гребных судов эскадры адмирала М.П. Лазарева. Десантные войска за несколько часов заняли побережье между речкой Тшесепс (Паук) и широкой лесистой долиной, где протекала река Туапсе и устроили временный лагерь. На правом берегу реки Туапсе на Крепостной горке строился форт. Впоследствии ему было присвоено наименование Вельяминовского, по имени бывшего командующего Черноморской береговой линией генерал-лейтенанта Алексея Александровича Вельяминова. В 1837 году А.А. Вельяминов с многочисленным отрядом, вышедшем из Ольгинского укрепления построил три укрепления и осенью сделал разведку устья реки Туапсе для построения в ближайшем будущем еще одного укрепления на пути в Адлер. Джубга и Туапсе использовались местным горским населением как места для ведения работорговли и контрабанды морским путем. А. А. Вельяминов весной 1838 года умер от продолжительной легочной болезни. Вместо него командующим войсками Черноморской береговой линии был назначен Н. Н. Раевский. 1 июля 1838 года форт Вельяминовский был закончен и вооружен. Так началось рождение будущего города.
Гарнизон Веляминовского форта находился в тяжелых условиях. Снабжение боеприпасами и продуктами производилось морскими военными судами, прибытие которых особенно в зимнее время задерживалось из-за штормов. Меновая торговля с горскими народами почти полностью отсутствовала. Свирепствовала малярия и другие болезни, так как устье реки Туапсе было заболочено. Солдаты и офицеры болели и умирали. В ночь с 30 на 31 мая 1838 года разыгравшимся жестоким штормом были выброшены на берег несколько судов эскадры в том числе бриг «Фемистокл», тендера «Луч» и «Скорый», транспорт «Лонжерон» и только что полученный из Англии пароход «Язон», а также 8 зафрахтованных купеческих судов. При этом крушении судов в Туапсе погибли три офицера и 46 нижних чинов, преимущественно с парохода «Язон». В семидесяти саженях от моря на правом берегу реки Туапсе на Крепостной горе было построено Вельяминовское укрепление. До первых чисел июля 1838 года, войска занимались устройством и оборудованием новой крепости. Пятого июля прибыла Черноморская эскадра и последующие два дня производилась погрузка на военные и зафрахтованные суда. 29 февраля 1840 года горцы, воодушевленные удачным взятием форта Лазарева в устье Псезуапсе, совершили внезапное ночное нападение на Вельямановское укрепление в устье Туапсе. Гарнизон форта был захвачен врасплох. Горцы почти без сопротивления ворвались в офицерские флигеля и казармы первой роты; захватив ружья и пистолеты, рубя шашками сопротивлявшихся, перевязали полусонный гарнизон. В это время вторая рота успела выстроиться и встала под ружье в ожидании ротного командира; не имея руководства, солдаты не знали, на что решиться. Наконец, видя, что толпы горцев, проникших в крепость, увеличиваются, не дождавшись офицера, солдаты бросились в ожесточенную атаку, но силы были слишком неравные, большинство полегли под шашками, лишь небольшая группа до 20 человек отступила с фельдфебелем в блокгауз и заперлась там. Горцы, разграбив укрепление, окружили блокгауз и потребовали сдачи. Им в ответ были только выстрелы. Тогда горцы обложили блокгауз хворостом и подожгли его. Пламя охватило здание. Солдаты долго сохраняли героическое молчание. Несколько голосов кричало: «Умрем братцы, но не сдадимся». Однако не все оказались способны на такой самоотверженный подвиг. Несколько человек, стоявшие перед дверьми блокгауза, увидев его объятым пламенем, отворили их и сдались первые, но тут же были изрублены саблями. Остальных перевязали и отвезли в горы. 10 мая этого же года высадкой нового десанта Раевский вновь занял Вельяминовское укрепление. Найденные в форте останки 141 человека из бывшего гарнизона были торжественно захоронены.
27 июня 1867 года был образован Черноморский округ в составе Кубанской области. Самым большим в округе оказался Вельяминовский (он же Туапсинский) отдел. Годом раньше в Туапсе была учреждена карантинно-таможенная застава. В бухту стали еженедельно заходить пассажирские пароходы Одесского акционерного общества «Кавказ и Меркурий». На мысе Кадош был построен маяк. В то же время началась постройка шоссейной дороги к Майкопу, затянувшаяся на несколько десятилетий. С 1875 года в Туапсе появилось упрощенное городское управление. С 1898 года в посаде вводится общественное управление (первый староста – А.Н. Кривенко). Посад ставший окружным центром, ведёт строительство порта и автомобильной дороги Новороссийск – Сухуми это дало толчок для развития торговли и промышленности в городе Туапсе. Предприниматели раскупали участки, корчевали лес, разбивали сады и виноградники. В 1897 году Вельяминовский посад был переименован в городской посад Туапсе. Он стал окружным центром Черноморской губернии. В 1898 году посады Сочи и Туапсе Черноморской губернии были включены в расписание поселений с упрощенным общественным управлением (староста, помощник и 12 уполномоченных). В 1916 году посад Туапсе объявлен городом с введением в нем полного городского устройства.
В 1914-15 годах Туапсе стал крупным промышленным центром: порт, железнодорожная станция, механический завод, цементный завод, два кирпичных завода, ледоделательный завод, две механические мастерские (баржи, транспортеры, краны),паровозное депо, железнодорожные мастерские. Этому способствовало строительство железной дороги Туапсе-Армавир, 7 февраля 1914 года первый поезд из Ростова прибыл в Туапсе к зданию пассажирского вокзала. Эта дорога долгое время оставалась единственной, связывающей Черноморское побережье Кубани с центром России. Только в 70-е годы ХХ века была построена железнодорожная ветка на Горячий Ключ и Краснодар длиной 146 км. В окрестностях города было заложено Варваринское училище садоводства, виноградарства и виноделия. Виноградники и сады занимали площадь 104 гектара. Одновременно с установлением железнодорожного сообщения был построен и оборудован новый коммерческий порт. К нему проложили нефтепровод из Майкопского нефтяного района. Большое строительство в Туапсе привлекло людей из многих губерний России. По переписи 1913 года в Туапсе проживало 10550 человек, а в 1916 г. – около 25000. 16 ноября 1917 года в городе Туапсе, первом на Кубани, была провозглашена Советская власть. В ходе гражданской войны город несколько раз переходил из рук в руки. Окончательно власть утвердилась в 1920 году. В эти годы в Туапсе развивается культура, увеличивается число учебных заведений. В 1916 году в городе работало 7 учебных заведений, начальное четырехклассное училище, одна библиотека, два кинематографа, научно-промышленный музей. С историей Туапсе того времени связано имена художника-передвижника А.А. Киселева, музыканта-пианиста К.Н. Игумнова, литературоведа В.И. Шенрока, профессора зоологии и психологии Вагнера, инженера-путейца П.Н. Перцова и др. Первым врачом города и всего побережья с 1897 года был С.М. Богословский. Новая экономическая политика оживила в городе частную торговлю, но только индустриализация страны возродила Туапсе. Громадный комплекс строительных работ 20-х - 30-х годов принес городу мощный экономический подъем и развитие всех сфер жизни. В июне 1926 года начались работы по реконструкции города на основе проекта «Новый Туапсе». В 1929 году вступил в строй нефтепровод Туапсе-Грозный и нефтеперегонный завод. К октябрю 1928 года была завершена реконструкция завода «Юрмез», изменился его профиль, он стал выпускать нефтеоборудование. Сдача в эксплуатацию нефтезавода и нефтепровода повлекла за собой реконструкцию Туапсинского порта. В 1933 году порт приобрел Всесоюзное значение. 1933 год. Созданы судоремонтные мастерские ныне - судоремонтный завод им. Ф.Э. Дзержинского. Успехи промышленного строительства быстро способствовали общему росту и благоустройству Туапсе, а с 1925 по 1929 гг. жилищный фонд возрос почти вдвое. Интенсивно строятся больницы, поликлиники, дворцы культуры, вокруг Туапсе началось строительство домов отдыха и санаториев.
Период Великой Отечественной войны является одним из наиболее героических в истории города Туапсе. Война нанесла огромный ущерб городу, после войны Туапсе фактически был построен заново. В основу застройки города был положен генеральный план и идеи реконструкции города, разработанные еще в 30-е годы академиками А.В. Щусевым Л.В. Весниным. Массовое строительство развернулось в центре города, который и сегодня является одним из самых красивых мест города. Период Великой Отечественной войны является одним из наиболее героических в истории города Туапсе. Война пришла в город с самых первых ее дней. Через Туапсе началась эвакуация промышленных предприятий и населения юга СССР. Город превратился в гигантский эвакогоспиталь, ежедневно по два-три теплохода приходили в Туапсинский порт с тысячами раненными на борту. Все больницы, школы, здравницы, детсады и пионерлагеря были переоборудованы под госпитали. С июля 1941 года по июль 1942 года порт Туапсе принял раненых солдат и офицеров – 150 тысяч, эвакуированных граждан – 120 тысяч, 11 детских садов и яслей – 2100 детей. Железнодорожники и портовики перешли на круглосуточную работу. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины. В октябре 1941 года началось строительство Агойского аэродрома. И уже к маю 1942 года с площадки Агойского аэродрома поднимались легендарные "У-2". Особенно тяжелое положение сложилось летом 1942 года, когда пал Севастополь и Туапсинский порт стал главной военно-морской базой, снабжавшей всю Черноморскую группу войск. В августе 1942 года началась одна из значительных операций, которая вошла в историю под названием "Туапсинская оборонительная". В кровопролитных боях враг был остановлен на подступах к Главному Кавказскому хребту. Город подвергался жесточайшим бомбардировкам, бои развернулись на подступах к городу, но фашистские войска были остановлены в 23 км от Туапсе. 25 тысяч немецких солдат и офицеров погибли под Туапсе, наши потери составили около 100 тысяч человек.
Ущерб, нанесенный Туапсе в ценах 1943 года составил более 22 млн. руб. В конце 1943 года было введено 2840 кв. метров жилья, восстановлены депо, электростанция, хлебозавод, мясокомбинат, фруктоварочный и рыбный завод. В 1943 году из Сочи в Туапсе были переведены механические мастерские, к 1947 году на их базе создан ТМЗ Главморречстроя. С 1946 года заработал судоремонтный завод, с 1947 - восстановленный машиностроительный завод. 1949 год - возвратился из эвакуации нефтеперерабатывающий завод и дал первую продукцию. В 1947 году под руководством знаменитого архитектора Алексея Викторовича Щусева разработан генеральный план реконструкции Туапсе. В 60-х годах начинается массовая застройка и благоустройство микрорайона Приморье, в 70-х годах застраивается микрорайон Звездный. За мужество и стойкость, проявленные трудящимися города в годы Великой Отечественной войны, и за успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, Указом Верховного Совета СССР 6 мая 1981 года Туапсе награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. В мае 2008 года Указом Президента РФ городу Туапсе присвоено почетное звание Российской Федерации "Город воинской славы"!





Главная страница Каталог туристических сайтов Написать письмо реклама на сайте