ГЕЛЕНДЖИК. СТВОРНЫЙ МАЯК

Геленджик. Створный маяк
Все о Кавказе Фото Кавказа О Геленджике << назад вперед >>

Фото "Геленджик. Створный маяк" снято в октябре, на снимке Геленджик. Створный маяк.

История создания створного маяка Геленджика относится к концу XIX века. Военно-морское ведомство первоначально хотело оборудовать его, как и Маяк «Мыс Толстый», примитивным керосиновым светильником на опоре. По сведениям местной газеты того времени «Колхозное Черноморье», его строительство затягивалось. Это было связано с нежеланием местных властей предоставлять участок берега, т.к., по-видимому, эти земли уже были распланированы под дачные усадьбы состоятельных застройщиков. Однако уже с 1894 года уже существовал цементный завод французско-русской компании, заинтересованный в безопасном вывозе продукции морским путем. Были и другие компании, тоже нуждающиеся в безопасной навигации в Геленджикской бухте. По их инициативе (а возможно, и за их счет) вместо примитивного оборудования здесь появилось великолепное здание, доныне являющееся украшением набережной. Створный маяк был построен 19 августа 1897 года. В 1906 году было закончено возведение белой каменной четырехгранной башни высотой 13 метров, которая примыкает к двухэтажному жилому дому. В настоящее время на маяке установлен светооптический аппарат, светящий постоянным красным огнем. Он обеспечивает безопасность при входе кораблей в Геленджикскую бухту. Его свет виден за 9 миль от берега. За всю историю существования этого сооружения была заменена только одна маленькая деталь – лампа маяка. В 1927 году керосиновую заменили на электрическую. В годы Великой Отечественной войны, при отступлении советских войск в 1942 году, маяк должен был быть взорван, но начальник маяка Соколов П. Т. производить взрыв маяка не стал, сохранив его для дальнейшей работы. Сегодня и маяк «Мыс Толстый», и передний створный маяк находятся в окружении городской застройки и утопают в зелени. Если бы не традиционная красно-белая разметка навигационных сооружений и табличка на ограде, можно было бы смело подумать, что это корпус санатория или гостиница. Он совершенно не похож на традиционную «маячную башню». 2-этажное здание в стиле модерн с нарядной отделкой и балконом включало в себя помимо повышенной рабочей части маяка и другие служебные и жилые помещения. Рабочая часть маяка увенчана изящным флюгером и выделяется яркой красной полосой мореходного створа. Световая часть створа скрыта в небольшом эркере, где находится оборудование, установленное французской фирмой более 100 лет назад. Автором здания считается француз Франсуа Жозеф де Тонде, сведений о котором, к сожалению, не сохранились. Задний створ маяка установлен на отроге Маркотхского хребта в виде обелиска вблизи Сафари-Парка. Однако он потерял свою значимость, когда был установлен дополнительный знак на крыше одного из корпусов пансионата «Сосновая роща», построенного на линии створа. К сожалению, экскурсий туда нет. Маяк – закрытый объект Министерства обороны. Однако их путеводные огни не должны затеряться среди городского освещения, ведь они обеспечивают безопасность мореплавания. Недаром говоря, что «маяки – святыня морей». Створные маяки в отличие от опознавательных, служащих для обозначения какой-либо точки или опасности, всегда работают в паре. Они указывают на определенную линию и предупреждают моряков о необходимости смены курса. Пара створных маяков строится разной высоты. Задний створ маяка всегда выше. Тот, который находится на набережной, является передним, ближним к судну. Если судно на правильном курсе, видны сразу оба маяка визуально один над другим. В противном случае моряку понятно, в какую сторону производить корректировку курса. Единственная лампочка, окруженная отражателями, наполняет темную комнату волшебным светом. Окно выступает мансардой, а стекла в нем – из красных и зеленых витражей. В башню маяка встроен короб с жалюзи, которые, по сути, и есть те самые створки, давшие название этому типу маяков. Эти створки закрывают свет фонарей: зеленого и красного. Зеленый свет сигнализирует, что судно находится справа от безопасной области для приближающихся к берегу судов, а красный – о том, что корабль находится слева от этой области. Таким образом регулируется безопасный заход в бухту.

Условия использования материалов сайта tavriy.ru. Если Вам понравился сайт tavriy.ru, разместите, пожалуйста, на своем сайте или блоге нашу кнопку. Получить код кнопки.

Главная страница Каталог туристических сайтов Написать письмо реклама на сайте