Фото "Краснодар. Дом и гостиница «Центральная» братьев Богарсуковых" снято в октябре, на снимке Краснодар. Дом и гостиница «Центральная» братьев Богарсуковых.
История этих двух красивейших зданий Краснодара - дома и гостиницы «Центральная» - связана напрямую с приездом в Екатеринодар братьев Богарсуковых, заказчиков и первых владельцев этих строений. Переселение большого рода Богарсуковых состоялось в 1853 г. на территорию Черноморского казачьего войска. Все они являлись Черкесскими выходцами из горских районов – черкесогаями, то есть армянами, проживавшими среди черкесов. Первоначально все представители рода проживали в районе станицы Переясловской, недалеко от других черкесогаев, впоследствии они оказываются жителями Армавира. В 1867 году войсковой статус Екатеринодара упразднён, казачье население обращено в сословие мещан, в городе введено общероссийское гражданское управление (городское общественное самоуправление), в нём получили право селиться лица всех сословий. В 1873 год братья Карп, Христофор и Никита Павловичи переехал в Екатеринодар. Здесь младшие братья, занимавшиеся коммерцией, построили гостиницу «Централь» на тот момент в два этажа и не такую красивую как на фото. Торговый дом «Братья Карп и Христофор Богарсуковы» был открыт в 1889 году. Товарищество Богарсуковых имело разветвленную сеть: его магазины находились в Новороссийске, Ростове-на-Дону, Майкопе, Сухуми, Армавире и конечно же в Екатеринодаре. В Кубанской области действовал также Торговый дом «Никита Богарсуков и сыновья». В 1910 г. Никита, Карп и Христофор Павловичи Богарсуковы акционировали свои предприятия. Торговый дом «Братья Богарсуковы» стал одной из крупнейших торговых фирм в России. Действовала она в форме полного товарищества, в котором все семь компаньонов (полных товарищей) принадлежали к семье Богарсуковых. В Екатеринодаре и Новороссийске у товарищества имелись также мастерские готового платья. Основной капитал фирмы в 1914 г. составлял 1,2 млн руб. Большая часть средств была вложена в магазины и товары — около 2,5 млн руб. На торговых предприятиях Богарсуковых в 1913 г. было занято свыше 180 рабочих и служащих. В Екатеринодаре купцам принадлежали здания на ул. Красной, 76 (ныне магазин «Детский мир»), на углу Красной и Гимназической (Гимназическая, 65), на Гимназической (Гимназическая, 67), Графской, 25 (Советская, 35), Штабной, 22 (Комсомольская, 36), на углу Екатерининской и Карасунского канала и др. В 1901 году у Богарсуковых в помещении музыкального магазина произошел пожар в результате, которого рухнули два потолка и крыша отеля над магазином. Богатые братья не впали в уныние – дом был восстановлен в ближайшее время. Косметический ремонт не удовлетворил самолюбие Богарсуковых – в начале XX века в Екатеринодаре стали появляться новые великолепные здания, и на их фоне гостиница «Централь» перестала являться лучшей в городе. Богарсуковы скупиться не стали обратились к известному архитектору Александру Козлову, который прибыл из Петербурга и сделал конфетку из гостиницы «Центральной». Также в 1901 году Богарсуковы выстроили в течении года новый очень красивый двухэтажный дом, между своим отелем «Централь» и «Гранд-Отелем». Возможно к проекту этого красивейшего дома теперешнего Краснодара также причастен архитектор Александр Козлов. Дом получился в духе «классической эклектики», где весьма умело, не нарушая геометрических пропорций и чувства художественной меры, соединены были несколько архитектурных стилей. Стильное здание, поставленное на «красной линии» застройки улицы, в центре Екатеринодара, сразу же преобразило весь квартал. Внешнюю привлекательность здания дополняло роскошное внутреннее убранство. Лестница из белого мрамора, ведущая на второй этаж, с перилами, выполненными в виде ковани, изображающей растительно-цветочный орнамент. Сложные элементы мраморной лестницы были выполнены в мастерской Константина Дитриха, младшего брата известного советского скульптора Леопольда Дитриха. Коридоры фамильного дома Богарсукова были вымощены метлахской плиткой производства харьковского завода Эдуарда Бергенгейма, которая считалась в конце XIX — начале XX в. лучшей плиткой, по крайней мере, на юге Российской империи. Качество её было известно по всей Европе. Воображение поражала великолепная лепка потолков — цветы, листья, фрукты, — повторяющая элементы наружного декора. Парадный зал был убран особенно богато — украшенный восточными арабесками потолок и пол наборного паркета, а стены расписаны мастерами альфрейной росписи. Термин «альфрейная живопись» восходит к итальянскому al fresca и подразумевает роспись по мокрой штукатурке. Известный адыгейский просветитель, писатель, педагог и общественный деятель Сефербий Сиюхов в своих «Миниатюрных рассказах» приводит историю под названием «Непростительное упущение» об открытии этого дома. «В 1900 году богатые братья, купцы Богарсуковы Мэджлыш, Къашатыр и Христофор из черкесогаев (черкесские армяне), построили большой красивый дом в Екатеринодаре по Гимназической улице. Когда дом был окончен, хозяева устроили большой обед с приглашением гостей в связи с новосельем. Среди гостей были и черкесы, в том числе Шумаф Хакуй. Обед прошел оживленно и весело. После обеда старший из братьев, Мэджлыш, а по-русски Никита Павлович, захотел показать гостям внутренне устройство дома. Он повел гостей по всем комнатам и коридорам, показал богатую отделку стен масляными красками, паркетные полы, богатую мебель, картины, водопроводное устройство с огромными раковинами-умывальниками и ваннами, электроосвещение с большущими люстрами, которые были усеяны гроздьями лампочек, паровое отопление. После окончания осмотра Мэджлыш спросил гостей, понравился ли дом, и, в частности, с этим же вопросом обратился к Шумафу Хакуй, желая, видимо, озадачить его. Шумаф не смутился и сказал: «Ну как может не понравиться такой дом, когда это даже не дом, а целый дворец. Но меня удивляет одно, как это ты, умный человек, строя такой богатый дом со всеми удобствами на долгие годы, не догадался хотя бы в одной из множества комнат поставить такой замок, который мог бы воспрепятствовать пробраться Малакульмоуту (ангелу смерти). Ты должен согласиться, что допустил непростительное упущение…» Меджлыш, почувствовав долю яда в этой шутке, ответил: «Что же поделаешь, Шумаф, такой инженер еще не родился…». Сюжеты, представленные на настенных росписях дома Богарсуковы, разнообразны. В «мавританской» комнате, курительной (кальянной), комнате, где собирались мужчины для долгого разговора, вы видите сцены из восточной жизни, призванные иллюстрировать рассказы Никиты Павловича, побывавшего в молодые годы во многих областях Османской империи от Стамбула до арабских земель Палестины. По семейной легенде, предки Богарсуковых являлись высокопоставленными сановниками султанского двора в Стамбуле. В других залах четко наблюдаются античные мотивы (Посейдон и нимфы), чрезвычайно модные на рубеже веков.
Для восстановления гостиницы «Центральная» архитектор Александр Козлов укрепил для начала кирпичные стены отеля мощным металлическим каркасом. Затем надстроил третий этаж, украсив его высоким узорным каменным парапетом. Боковые балочные поверхности Козлов использовал для прокладки водосточных труб, декорировал балки и увенчал их высокими шпилями. Шпили гармонично сочетались с угловой башенкой и куполами стоящего неподалеку войскового Александро-Невского собора. Стены были облицованы зеленой керамической плиткой. Внутреннее убранство изобиловало художественной ковкой, лепниной и обилием позолоты. В результате здание получило внешнее убранство, что видно на фото. Здание получилось нарядным и изящным. Гостиница превратилась в настоящею жемчужину архитектурного искусства. Количество роскошных номеров со всеми удобствами в новой гостинице было увеличено с 36 до 60, был построен лифт и еще более шикарный ресторан. Горожане говорили: «Дороже всех, но и лучше всех кормят в гостинице «Центральной». 7 лет это добротное здание красовалось на улице Красной и считалось визитной карточкой центра города. В августе 1917-го «Центральная» понадобилось Кубанскому областному продовольственному комитету – для Хлебармии. Гостиницу арендовали, вначале даже что-то заплатили хозяевам, но в 1920 году, после установления советской власти, реквизировали и национализировали. В 1925 году здание снова охватил пожар. В отделе, торговавшем охотничьими товарами, взорвался порох. Тогда с фасада в некоторых местах отвалилась облицовочная плитка. Пострадавшие участки отделали тем, что нашлось, и сверху покрасили зеленой краской. С 1937 года в бывшей гостинице расположился крайком ВКП (б). А в 1943-м, во время отступления оккупантов из города, здание чуть было не уничтожили. Немцы заминировали его, но взорвать, к счастью, не успели.
Глава семьи Богарсуков Никита Павлович живя среди горцев, принял русское подданство, проявил себя как искусный дипломат при урегулировании конфликтов между русскими и черкесами. Никита Павлович Богарсуков по торговым делам совершал множество длительных поездок. Став значимой фигурой в Кубанской области, развивая армянские связи, он не порывал с черкесскими своими товарищами, друзьями и компаньонами был уважаем ими. Род «черкесских армян» (черкесогаев) Богарсуковых (написание фамилии имеет много вариантов, наиболее частым является этот) появился в Закубанье, по семейному преданию, в 1650–1660 гг.. Богарсуковы выводили себя из константинопольских армян, переехавших в Крым, а затем и на Северо-Западный Кавказ в черкессию. Воспитанный в горском духе, проводил в жизнь патриархальные традиции своих кунаков. В ночь на 3 марта 1913 г. умер патриарх рода Никита Павлович Богарсуков, сделавший себя и свое состояние. Это событие всколыхнуло весь Екатеринодар. Со всех концов страны поступали соболезнования, а любившие его горцы почитали своим долгом лично приехать и разделить горе с родственниками усопшего. Многие присутствовавшие на похоронах несли на плечах гроб с покойным, выражая тем самым безграничное к нему уважение и любовь. Похороны сняты на кинопленку и демонстрировались, судя по газете «Кубанский край» в течение второй декады марта во «французском театре братьев Боммер» сверх программы как «грандиозные похороны Н.П. Богарсукова в гор. Екатеринодаре при громадном стечении публики».
В разное время бывший дом Богарсуковых занимали отдел ЧК, службы Крайисполкома и даже Дом пионеров. В 1961 году здание было передано Краснодарскому историко-археологическому музею имени Фелицына, который располагается здесь и поныне.
В гостинице «Центральная» сначала было здание Краснодарского крайкома ВКП(б), в 30 годы Гостиница "Кубань", перед второй мировой Адыг. Исполком, затем опять Гостиница "Кубань". Сейчас на первом этаже магазины, выше гостиница «Центральная».
Условия использования материалов сайта tavriy.ru . Если Вам понравился сайт tavriy.ru, разместите, пожалуйста, на своем сайте или блоге нашу кнопку. Получить код кнопки.
|