КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ Ф.А. КОВАЛЕНКО

Краснодар. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Все о Кавказе Фото Кавказа О Краснодаре << назад вперед >>

Фото "Краснодар. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко" снято в октябре, на снимке Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко.

Открытию художественной галереи Екатеринодар обязан Федору Акимовичу Коваленко. Родился он 16 мая 1866 в многодетной крестьянской семье. Закончил двухклассное училище. В 1881 году семья Коваленко перебралась в Екатеринодар, где отец отдал 15-летниго украинского подростка Федю рассыльным в бакалейный магазин купца Пяткова, где он дослужился до кассира. Работая кассиром, Федор начал приобретать книги, гравюры, картины у подвыпивших казаков. К 1890 году коллекция разрослась до таких размеров, что её владелец счел возможным устроить у себя на дому первую выставку. Особой заботой Коваленко стало приобретение произведений русских художников. Этот интерес пробудила выставка в 1893 году – единственная, случайно заезжая на два дня в периферийный Екатеринодар, но зато какая! Экспозиция картин Товарищества передвижных художественных выставок включала произведения В.Е. Маковского, В.Д. Поленова, Г.Г. Мясоедова. «Эта выставка возбудила во мне страстное желание и сильную заботу о моей коллекции. Вскорости представился случай мне побывать в Петербурге, Москве и других городах, где я все дни моего путешествия посвящал обозреванию музеев и знакомству с искусством, и в тоже время кое-где приобретал картины», - писал Коваленко, делясь воспоминаниями с В.М. Городецким. Вскоре он узнаёт из газет о пожертвовании братьями Третьяковскими своей галереи в дар городу Москве. А спустя 10 лет сам дарит своё художественное достояние, по вещичке бережно собранное, людям. 7 января 1903 года Ф.А. Коваленко писал в городскую управу письмо Всю мою коллекцию, состоящую из картин, книг, старинных денег, марок и прочих предметов, приношу в дар Екатеринодара. В коллекции только одних картин насчитывается 117, да акварелей 29, а общая стоимость её оценивалась в пять тыс. рублей. И вот 2 апреля 1904 года в Екатеринодаре произошло выдающееся событие, открылся художественный музей, где Федор Акимович попечитель. Располагался в здании Городской Управы на ул. Красной. Но вскоре Коваленко пришлось подыскивать новое помещение. Городская Управа отказала. В 1907 году город арендует под картинную галерею двухэтажный особняк инженера путей сообщения кабардинского князя Батырбека Шарданова. Хозяин дома лично проектировал его для проживания со своей семьей. Строительство роскошного особняка обошлось в 60 тысяч рублей. По тем временам это считалось огромными деньгами. Фасад здания был украшен полукруглыми арками, обильным лепным рельефом, состоящим из гирлянд и маскаронов. На центральном фронтоне есть надпись на арабском языке – имя владельца «Батыр-Бек Мурза Шарданов» и дата постройки – 1905 год. Кабардинский князь вместе с семьей прожил в роскошном особняке всего полтора года. Он сдал в аренду второй этаж за 2300 рублей для коллекции картин Федора Коваленко. А первый был оборудован под торговые помещения. Здесь размещался музыкальный магазин, издательство и другие организации. В тяжелые для Кубани годы гражданской войны Батырбек Шарданов судился с городской Думой о выселении картинной галереи за неуплату аренды. При этом по словам современников кабардинский князь занимался в Екатеринодаре благотворительностью и помогал малоимущим. В 1918 году в город вошли войска Красной армии. Роскошный особняк подвергся разграблению: были выбиты стекла, проломлены стены кафельный печей, коллекция галереи похищена. Тогда сумма ущерба превысила 43 тысячи рублей. После установления советской власти Батырбек Шарданов покинул Россию и уехал жить на Запад. О его дальнейшей судьбе ничего не известно. В 1920 года особняк был национализирован и превращен в музей. 13 июня 1909 года начал свою деятельность Художественный кружок при городской картинной галерее. Почетным председателем кружка был избран И. Е. Репин. Впоследствии на базе кружка было создано Художественное училище. В 1911 году, благодаря активному участию Фёдора Акимовича, при поддержке и помощи Репина, в Екатеринодаре открылось художественное училище, а в 1912 году – художественный магазин, назначением которого было «проводить в массу художественный вкус». Подвижнические труды Федора Акимовича закончились в 1919 г. — 9 февраля он скончался от тифа. К концу жизни коллекция Ф. А. Коваленко насчитывала 730 картин, 1400 произведений графики, декоративно-прикладного искусства, редких книг. После смерти Коваленко в 1919 году Екатеринодарская картинная галерея вошла в состав единого Кубано-черноморского областного музея. К счастью, этот период функциональных перестроек был недолгим, и в 1924 году над парадным входом особняка Шарданова появилась новая надпись: «Кубанский Советский художественный музей». Смена имени отразилась на судьбе музея: он органично вписался в послереволюционную действительность. Заведующий музеем с 1926 по 1931 годы профессор Ромуальд Казимирович Войцик активно занялся пополнением коллекций, теперь уже на научной основе. Благодаря высокому уровню образованности, предприимчивости и личным связям с сотрудниками Главмузея, Музея живописной культуры, заведующим Цветковской Государственной галереей, Войцику удавалось отбирать первоклассные произведения, и вскоре в музее сформировались коллекции русского классического, западноевропейского искусства, японской ксилографии, русского авангарда. Войцик был обвинен в антисоветской деятельности, за что получил десять лет лагерей. В Краснодар профессор не вернулся. В 1942 году Краснодару грозила оккупация. Для музея это могло обернуться полным разорением, но его удалось избежать благодаря дальновидности директора А. К. Осиповой и старшего научного сотрудника М. П. Богоявленского. Для всех произведений заблаговременно были изготовлены ящики, составлен точный план, что и куда можно разместить, что возможно оставить. Вся подготовка велась в условиях строжайшей секретности, поскольку вышестоящее руководство требовало не создавать в городе панику. Когда поступил приказ об эвакуации, в считанные часы было собрано большое количество произведений, погружено в вагоны и вывезено одним из последних эшелонов. До 1944 года коллекция музея нашла временный приют в Соликамске. Когда Краснодар был освобожден от захватчиков, музей вновь вернулся в родной город. Но особняк Шарданова был «оккупирован» на этот раз своими – различными военными штабами. Отдельным подвигом А. К. Осиповой, в то время 25-летней девушки, было освобождение музея, восстановление экспозиции, ремонт. Здание существенно не пострадало, и вскоре люди, несмотря на военное время, потянулись в музей. Осипова (1910-1980), директор Краснодарского краевого художественного музея им. А.В. Луначарского (1935-1969). В 1993 музею было возвращено имя его основателя – Федора Акимовича Коваленко. В настоящее время обязанности директора исполняет Ковакина Елена Николаевна. В 2004 году в музее проведены раставрационные работы под управлением архитектора, доцента Снисаренко Сергея Николаевича.

Условия использования материалов сайта tavriy.ru . Если Вам понравился сайт tavriy.ru, разместите, пожалуйста, на своем сайте или блоге нашу кнопку. Получить код кнопки.

Главная страница Каталог туристических сайтов Написать письмо реклама на сайте