Фото "Абхазия. Новый Афон. Крепость Анакопия. Замковая цитадель. Храм Пресвятой Богородицы позже перепосвящён Святому Великомученику Феодору Тирону" снято в октябре. На снимке Абхазия, Новый Афон, Крепость Анакопия, Замковая цитадель, Храм Пресвятой Богородице позже перепосвящён Святому Великомученику Феодору Тирону. Первый храм на вершине Анакопийской горы был выстроен в VI-VII веке и посвящен Пресвятой Богородице. Из средневековых грузинских летописей XI в., описывающих битву у стен Анакопии с арабами в 730-х годах, дошло свидетельство о чудодейственной силе Анакопийской иконы Пресвятой Богородицы: «Не рукотворное писание, а ниспосланное свыше, о котором никому не известно, кто нашел его на верхушке той горы…». Более о этой иконе нечего неизвестно. Позже, в XI веке храм был перестроен и посвящен Святому Великомученику Феодору Тирону. Об этом свидетельствует эпиграфический памятник, найденный в цитадели. О наличии в цитадели ранних культовых построек говорят множественные свидетельства. Вислая свинцовая печать, найденная на склоне горы, один из таких примеров. На обеих сторонах печати (6 век) выбиты греческие монограммы с именем эпарха Петра. Фрагменты мраморных резных деталей из Проконесса также датируются 6 век. Первый храм на вершине Анакопийской горы был выстроен в конце 6 века, и посвящен Пресвятой Богородице. Позже, в первой половине 10 века храм был перестроен в связи с новыми литургическими правилами, введенными в Константинополе. При перестройке древний храм был укорочен по продольной оси, изнутри и снаружи к стенам была приложена новая кладка, фасады облицованы хорошо подогнанными известняковыми плитами, в апсиде два окна из трех были заложены, в интерьере появились пилоны, на которые опирались подпружные арки в количестве сими штук, поддерживавшие новый каменный свод. Единовременно был выстроен южный придел. Сохранившиеся от него углубления в основании южной стены храма наталкивают на мысль, что придел имел мемориальное значение (часовня). Храм Богородицы, как показывают современные исследования был перестроен Абхазским царем Георгием в 930-х годах. Последние изменения храма производились монахами Новоафонского монастыря в начале 20 веке. Тогда были расчищены завалы южного придела храма и смежного помещения с восточной стороны. На остатках стен южного придела была сооружена цистерна для сбора дождевой воды и водосборная терраса над ней. Внутри древнего храма была выстроена часовенка, в алтарном пределе, у восточной стены установлены каменные плиты, являющиеся раннехристианскими памятниками скульптуры и эпиграфическим свидетельством прошлого. монахи Новоафонского монастыря в начале 20 века соорудили витрину в алтарной части храма, в которой на растворе вмонтировали резные каменные детали, найденные ими на Анакопийской горе. В настоящее время данные детали перемещены в Музей Абхазского царства и представлены в его экспозиции. Там вы можете ознакомиться с ними. С южной стороны к храму примыкает осадочный колодец. Он выдолблен в скале и отделан цемяночным раствором. Колодец этот неиссякаемый, и считается одним из «чудес» нагорной крепости. Остатки храмовых построек цитадели разных времен не изучены в полной мере. По причине отсутствия комплексных археологических и архитектурных исследований, письменных свидетельств прошлого возникают различные научные споры. Все единодушны лишь в том, что храм неоднократно перестраивался. Последние изменения были произведены монахами Новоафонского монастыря в начале XX в. Тогда были расчищены завалы южного придела храма и смежного с восточной стороны помещения, назначение которого неизвестно. В 1866 г. за алтарной частью храма был найден камень с высеченной греческой надписью. «Воздвигнут храм святого Феодора при Архиепископе Михаиле месяца апреля 16…». Можно полагать, что упоминаемый в надписи: «Архиепископ Михаил» никто иной, как архиепископ Константинопольский Михаил Керулларий. Интересна другая плита с греческой надписью, прочитанная академиком Латышевым В. В. Она гласит: «Построена промыслом бога и богородицы и великим счастьем Константина Мономаха, великого царя и самодержца римлян, содействием Евгения протоспафария Деспота и Федора Валанти, таксиарха Касы, сия дивная …лета 6554, в месяце феврале, индикта 14-го». По этому памятнику, составленному в 1046 (6554) году, видно, что император Константин IX Мономах (1042-1055 гг.) производил перестройки и укрепление Анакопии, этим временем следует считать и перестройку раннесредневекового храма. (Плита утеряна). Представлены группы орнаментированных фрагментов раннехристианских белокаменных деталей. Из этой группы выделяются три плиты, служившие навершиями небольших окон с арочным верхом. На одной из них изображен зверь (лев или вепрь), по сторонам которого располагаются две вихревые розетки, относящиеся к числу древних солярных знаков. На второй плите в центре изображена рыба, по краям – схематические кипарисы, что является известным раннехристианским символом с широким значением. Рыба – один из самых распространенных символов и несет особый евхаристический смысл. Рыба по-гречески является анаграммой первых букв греческой формулы Иисус Христос, Сын Божий. На третьей плите (утеряна) представлено изображение равноконечного креста с расширяющимися концами, с глубокими точками в центре каждой ветви, боковые рукава креста соединены с полу-фигурами быка и льва. По сторонам вырезана традиционная надпись IC XC NIKA, означающая «Иисус Христос побеждай».
Условия использования материалов сайта tavriy.ru . Если Вам понравился сайт tavriy.ru, разместите, пожалуйста, на своем сайте или блоге нашу кнопку. Получить код кнопки.
|