АБХАЗИЯ. НОВЫЙ АФОН. ПСЫРЦХА. ЦЕРКОВЬ АПОСТОЛА СИМОНА КАНАНИТА (ЗИЛОТА)

Абхазия. Новый Афон. Псырцха. Церковь апостола Симона Кананита (Зилота)
Все о Кавказе Фото Кавказа О Новом Афоне << назад вперед >>

Фото "Абхазия. Новый Афон. Псырцха. Церковь апостола Симона Кананита (Зилота)" снято в октябре. На снимке Абхазия, Новый Афон, Псырцха, Церковь апостола Симона Кананита (Зилота).
Храм апостола Симона Кананита (Зилота) в Новом Афоне построен приблизительно в IX-X веке и, скорей всего, изначально освящён этим именем. Симона Кананитский храм представляет из себя абхазскую школу церковного зодчества, сформированную под влиянием Византии и Греции. Он неоднократно перестраивался. Реставрировался в эпоху Византийского императора Комнина, в царствование Абхазо-Имеретинского царя Давида Возобновителя в XII веке, был украшен внутри фресковой росписью в XIV веке возможно генуэзцами. Во времена Абхазского царства церковь служила Епископской кафедрой и была местом погребения духовенства Сухумской (Цхумской) епархии. До конца XIX века под южными воротами лежал могильный камень с надписью на греческом "Матерь Божья, спаси Георгия, причастного Цхумского", это было надгробие Митрополита Георгия. В 1889 году здесь был похоронен епископ Сухумский Геннадий (Павлинский). Недалеко в семидесяти километрах за кавказским хребтом в Черкеской Теберде есть Сентинский храм, а в нижнем Архызе находятся три храма подобных по стилю, все они относятся к Аланско - Хазарской культуре X-XI веков. На стене «Северного» храма в 1802 году посетивший Нижний Архыз майор Потёмкин обнаружил образ Николая Чудотворца и надпись на греческом языке «Святой Николай Покровителя Аспе». Апсы значит у абхазов душа, род абхазский их самоназвание. В грузинских источниках территория за Абхазией фигурирует под названием «Джикети», которое также применялось и по отношению ко всей Черкесии. Составленная в 1745 году «География Грузии» Вахушта сообщала следующее: «Страна эта одинакова с Абхазией своим плодородием, породой скота, порядками и обычаями народа. Первоначально и джики были христианами, но ныне тут христианство в забвении. Что же касается одежды, оружия и вооружения, то все это у джиков и абхазцев такое же, как у черкесов». Патриарх Византийский Николай Мистик хвалил владетеля Абхазии Георгия II, правившего с 920 по 955 годы, за «ревность» в христианизации алан. Сходство Северного Зеленчукского храма с абхазскими аналогами натолкнуло историка В. А. Кузнецова на предположение о том, что «ревность» Георгия II выражалась в том, он направил в Аланию мастеров, построивших там ряд монументальных храмов таких же, как и в Абхазии. Храм освящён в память апостола Симона Кананита (Зилота), который по местным преданиям был умерщвлен и захоронен местными племенами на этом месте. По библейским записям (согласно "Житию") был убит Зихами в Никопсии, распилен пилой пополам. Библейские предания иногда отождествляли Симона Кананита (Зилота), как сводного брата по отцу Иисуса Христа (от первого брака Иосифа). Историки говорят, что Симона Кананита убили в устье реки Нечепсухо, в двухстах метрах от впадения её в Черное море на территории нынешнего посёлка Новомихайловский близ Туапсе. Скорей всего духовенство Псырцхи и Нового Афона, борясь за привлечение паломников распространяют неправдивые данные, ссылаясь на хроники Грузинского царя Вахтанга XII века, приписывая Анакопии созвучное название Никопсии. Согласно местных преданий Апостолы Симон Кананит и Андрей Первозванный прибыли в тогдашний Сухум (Севастополис или Диоскурия) из тогдашней Армии. Начали там проповедовать, но у них что-то не заладилось с Римскими властями и они бежали в Псирсть, греческая тогда Трахея. Здесь они расстались, Андрей ушел дальше, а Симон поселился в пещере над речкой Псирсть и начал проповедовать, чем и занимался более года. Однако к речам Симона абазги относились в основном с недоверием, и однажды заявили, что примут его веру, если на то будет одобрение их князей в замке. Тогда Симон отправился в Псырдзхскую крепость на Совет Вождей, и в течение двух дней излагал им суть веры христианской. На третий день вожди спросили Симона, верно ли что господин Иисус Христос - сын человеческий, и что он царствует над всеми живыми и мертвыми, кои суть - рабы его? Верно ли что господин Иисус Христос рожден от женщины? Апостол Симон ответил утвердительно. Князья Абасгии удалились на совещание, заявив, что объявят свое решение на утро следующего дня. Утром Симон услышал ответ, что поскольку Иисус Христос рожден простой женщиной, то он не может властвовать над всеми живыми и мертвыми. Кроме того, идеология тотального рабства - неприемлема для духа абасгской свободы. Таким образом, учение Иисуса Хреста - неистинно, и поэтому вредно. Носитель вредного учения должен умереть. Его удушили на берегу реки Псирсть в 55 году, теперь это место отмечено каменным крестом. Тело его те, кто прислушивался к его проповедям похоронили чуть ниже, сейчас тут и стоит храм. После изгнания Генуэзцев, Христианство в Турецкой Абхазии не поддерживалось. Вот как описывает храм Симона Кананита Муравьёв Андрей Николаевич своём описании 1848 года в книге "Грузия и Армения": "Церковь была ограждена прибрежными скалами Псирсты, которая омывала своими волнами дикое, живописное место, как бы нарочно созданное природою, чтобы приманить на жительство людей. Посредине стояла церковь, небольшая, но почти совершенно уцелевшая, кроме обвалившегося купола; западный ее притвор завален камнями и зарос дикими растениями, как и самая вершина церкви; вход от южного притвора, над коим виден еще полустертый лик Спасителя. Устройство храма совершенно Греческое, с тройным разделением алтаря и полукружием горного места; поразительна тонкость стен, сложенных из Римского кирпича, и высота стройных сводов, которые опираются на чрезвычайно легкие столбы; живопись уже стерлась, но на западной стене еще видны успение Богоматери и два мученика. Гробницы Апостольской нельзя распознать; но предполагая, что святые мощи положены были, по древнему обычаю, под самым престолом, я помолился над тем местом, где он некогда стоял, и призвал имена обоих Апостолов Симона и Андрея, просветивших страну сию". В 1859 году местный дворянин, ярый сторонник ислама помещик майор Хасан Маргани, решил построить себе дом, разобрав каменные стены храма Симона Кананита. Были разобраны верхние части сводов храма, после чего церковь стала приходить в еще большее разрушение. Многие уговаривали Хасана не трогать храм. Сам владетельный князь Абхазии Михаил Чачба предрекал Хасану, что ему не суждено будет жить в доме, построенном из камней храма Симона Кананита. И действительно, как только Хасан поселился во вновь построенном доме, у него один за другим стали умирать дети, затем он был вынужден эмигрировать в Турцию. В 1875 году развалины храма апостола Симона Кананита были переданы монахам, прибывшим со Святой Горы Афон (Греция) для создания монастыря в Анакопии. В 1882 году церковь была реконструирована с использованием блоков белого камня и приобрела нынешний вид. 10 мая 1882 года, в день памяти апостола Симона Кананита, состоялось освящение храма. Тогда же церковь посетил наместник Кавказа великий князь Михаил Николаевич Романов. Надпись с датой возобновления храма была высечена на камне с крестом и вставлена на южном фасаде храма.

Условия использования материалов сайта tavriy.ru . Если Вам понравился сайт tavriy.ru, разместите, пожалуйста, на своем сайте или блоге нашу кнопку. Получить код кнопки.

Главная страница Каталог туристических сайтов Написать письмо реклама на сайте