Фото "Абхазия. Пицунда. Патриарший собор Успения Богородицы" снято в октябре, на снимке Абхазия, Пицунда, Патриарший собор Успения Богородицы.
Государственный историко-архитектурный заповедник «Великий Питиунт» возник в Х веке, когда Абхазское царство перешло по наследству к грузинским царям и стало именоваться Абхазо-Грузинским государством. Тогда же в конце века был построен храм Андрея Первозванного с использованием кирпича, который впоследствии стал символом теперешней Пицундской старины. Это был тогда кафедральный собор Абхазского Католикосата. В XI веке появился грузинский топоним, название тогдашней Пицунды - Бичвинта, исковерканное слова, как считается, происходит от грузинского слова «пичви» - сосна. Позже XIV—XV веке здесь образовалась Генуэзская фактория Песонка (Pesonqa) (итал. Pezonda), которая уже обозначалась на Генуэзских картах портуланах что также обозначало - сосна. Так в историю вошло повторно современное название этого красивого города, утопающего в зелени пицундской сосны. При генуэзцах скорей всего храм стал католическим, так как они повсеместно строили свои церкви и и переделывали православные церкви в католические, также старались перекрестить местную знать в католиков. Повсеместно шла борьба религий. В XVI—XVIII века город находился под властью Османской империи. В XVI в. собор обновлялся, крепостная стена, неоднократно перестраиваясь, в последний раз была увеличена и укреплена местным населением в XVI веке во время турецкого вторжения, когда Пицундский католикос обратился к народу с призывом защитить главный храм Абхазии. При этом значительная часть стен византийского городища была разрушена при выборке строительного материала. В XVI веке в западном помещении была построена усыпальница, стены и потолок которой были богато расписаны. Среди сюжетов росписи особенно интересны сцены «Несения креста», «Распятия» и «Плача». В XVII веке, под угрозой нападения со стороны турок, кафедра абхазских католикосов переносится в Гелати (Грузия). О несметных богатствах Пицундского епископата сообщает целый ряд источников. Большинство этих сокровищ, после переноса кафедры в Гелати, было вывезено за пределы Абхазии — сначала в Кутаиси, а затем в Гелатский монастырь, возможно они были вывезены просто в Геную. После чего собор оказался заброшен, и само поселение тоже. В XIX веке храм стоял одинокой руиной среди кустов, и сам город ничем кроме храма не выделялся. Между тем, по местному преданию, в XVI веке, когда в прибрежной части Абхазии усилилось турецкое присутствие и возникла реальная угроза осквернения и уничтожения христианских реликвий, церковные богатства со всей страны были собраны в Пицунде, спрятаны в дубовых сундуках, залитых воском, и замурованы под храмом в катакомбах. Во второй половине XIX века собор был вновь отреставрирован и освящён в честь Успения Богородицы. Расположенная рядом с ним часовня храма Пицундских святых (ХVIII в.), построенная с использованием материалов руин, находится в относительно хорошей сохранности благодаря реставрации, проведенной в XIX веке монахами Новоафонского монастыря. С 1991 года в часовне усилиями священнослужителей Новоафонского монастыря возобновлены службы, совершается таинство крещения для местных жителей. Послушники монастыря поддерживают порядок в часовне и на прилегающей территории. Одна из самых значительных художественных ценностей Пицундского храма — это фресковая живопись. Начиная с XIX века все сообщения о ее состоянии заканчивались констатацией, что положение изменилось к худшему. Внутри купола хорошо сохранился подновленный образ Спасителя. Это монументальное погрудное изображение Христа Пантократора в разноцветном ореоле на восточной половине купола и семь фигур архангелов в остальной части купола. По сторонам и почти в центре купола помещены изображения шестикрылых херувимов, подпорченные поздними реставраторами. Над алтарной частью, под медальонами XIV-XVI веков, просматриваются более ранние фрески, предположительно, XII века. Сегодня на барабане из двенадцати изображений апостолов частично или полностью сохранились десять. Говоря о восстановлении Пицундского храма, нельзя обойти вниманием и назревший вопрос о реституции культурных ценностей. Прежде всего речь идет о возврате из монастыря в г. Гелати (Грузия) храмовой чудотворной иконы Пицундской Божией Матери. Вопрос о возвращении святыни был поднят еще в 1848 году известным писателем, общественным и религиозным деятелем Н.А. Муравьевым. Эта проблема актуальна по сей день, как и вопрос о возвращении в Абхазию большого количества исторических и церковных реликвий, вывезенных в Грузию в последующие полтора столетия. В советское время Пицунда начала стремительно развиваться, храму же была уготовлена печальная участь, с 1960 по 1972 год он был музеем, затем музей перенесли в соседнее здание, а в храме сделали концертный зал, во время проведения строительных работ были заштукатурены росписи XIV века, ряд других росписей был тогда же сбит со стен вместе со штукатуркой, что мотивировалось необходимостью улучшения акустики. В 1975 году в храме был установлен орган, созданный Потсдамской органной фирмой «Александр Шуке» («Alexander Schuke. Potsdam Orgelbau GmbH», Германия) на 4 000 труб, и создан концертный зал. Теперь в храме, как и при генуэзцах звучит органная музыка. А всё это место внутри среднивиковой ограды называется «Государственный историко-архитектурный заповедник «Великий Питиунт»». Обойти храмовый комплекс посетив органный зал и небольшой музей с картинками литографий храма в разрушенном состоянии в начале 1800 годов, можно за 200 рублей. Как попасть бесплатно в часовню чтоб поставить свечку, ответа нет.
Условия использования материалов сайта tavriy.ru . Если Вам понравился сайт tavriy.ru, разместите, пожалуйста, на своем сайте или блоге нашу кнопку. Получить код кнопки.
|