СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ. ПЯТИГОРСК. ПАМЯТНИК КОСТЕ ХЕТАГУРОВУ

Ставропольский край. Пятигорск. Памятник Косте Хетагурову
Все о Кавказе Фото Кавказа О Пятигорске << назад вперед >>

Фото "Ставропольский край. Пятигорск. Памятник Косте Хетагурову" снято в октябре. На фотографии Ставропольский край. Пятигорск. Памятник Косте Хетагурову.
Бронзовый памятник на постаменте из серого крапового гранита открыт 25 ноября 2009 года при финансовой поддержке и благодаря стараниям ректора института экономики и управления Виктора Мисостовича Вазагова в связи со 150-летием со дня рождения Коста Хетагурова. Автором скульптуры является североосетинский скульптор, член Союз художников России, руководитель Северокавказского филиала Государственного центра современного искусства Георгий Аламбекович Сабеев из Владикавказа, теперь проживающий в Москве. Надпись на постаменте: «Коста Хетагуров 1859-1906». Ниже приведен фрагмент его стихотворения
«Я не пророк…».
Весь мир - мой храм,
Любовь моя – Святыня,
Вселенная – Отечество моё.

Коста Хетагуров в Пятигорске бывал как минимум четырежды, не считая кратковременных пребываний проездом и по делам печати, он в целом провёл в городе не менее двух лет своей жизни. Родился он 15 октября 1859 года в горном ауле Нар Терской области (ныне Алагирский район Республики Северная Осетия-Алания), расположенном на узкой длинной скальной гряде Дегорского ущелья, омываемой с двух сторон реками Лиадон и Заккадон, образующих реку Нарыдон, который переводится как ограниченный, узкий аул. В те времена в Наре проживало много людей, на всех не хватало земли под огороды и пастбища для скота, среди таких были и отец Леван Елизбарович (1810—1892) с матерью Марией Гавриловной (Гаусовной) Губаевой (Хетагуровой 1837-1859). Она была дочерью поручика русских войск, происходившего из аула Цми Нарской котловины. Мать Коста, Мария Гавриловна Губаева, умерла вскоре после его рождения, поручив его воспитание родственнице Чендзе Дзапаровой (урождённая Туаева). Отец женился второй раз, когда Коста было около шести лет. Его второй женой была дочь местного священника из Алагира Сухиева Кызмыда. Мачеха сразу невзлюбила Коста и не скрывала этого. Отец большую часть времени жил во Владикавказе, находясь там на службе в Терской конной милиции, подпоручик командовал сотней осетин и лишь изредка приезжал в Нар. Коста учился сперва в школе в ауле Нар, а с 1869 в мужской прогимназии во Владикавказе, от которого Нар был в ста километрах. В 1868 году Леван Хетагуров во главе безземельных осетин Нарского ущелья должен был переселился к реке Лаба, где им царская администрация отвела земли для переселения, но земли оказались заняты военными и общине предложили место для поселения в устье реки Теберда. Там под горой Шоан, на которой располагался Шоанинский храм (ранее Хумаринский по одноимённому ущелью) они начали строить свой новый посёлок на месте ранее заброшенного одноимённого с горой аула. К 1870 году осетинский посёлок Георгиевский был полностью готов, неофициально осетины его до сих пор в шутку называют Лабаэ по тому месту, которое им выделили для поселения изначально в 1868 году, в 1879 года его официально называли — Георгиевско-Осетинское. В 1939 году переименовано в честь осетинского поэта — Коста Хетагурова, умершего здесь, в 1938—1943 годах являлся административным центром Микояновского района Карачаевской АО, вместо сегодняшнего Черкеска. Соскучившись по дому, Коста в 1871 году бросил учёбу во Владикавказе и сбежал к отцу в Шаонинский посёлок. Отец с трудом устроил его в начальное училище в станице Каланджинской. В 1871 году Коста был зачислен кандидатом на одну из горских (бесплатных) вакансий в пансионе Ставропольской губернской мужской гимназии, где и проучился десять лет. С первых лет обучения Коста обнаружил большие способности в рисовании. Учитель рисования, художник-педагог Василий Иванович Смирнов (1841—1922), всячески старался развить в даровитом мальчике талант, поощрял его занятия. В 1881 году по настоянию В. И. Смирнова и рекомендации управляющего Кавказского учебного округа писателя и мемуариста Януария Михайловича Неверова (1810 – 1893), педагогический совет Ставропольской гимназии ходатайствовал перед начальником Кубанской области о выделении из горских штрафных сумм стипендии Коста Хетагурову для продолжения обучения в Санкт-Петербургской Академии художеств. Прошение педагогического совета было удовлетворено и Хетагурову была выделена стипендия Баталпашинского (Черкесского) уезда Кубанской области, он поступил в Петербургскую Императорскую Академию художеств. Сначала Коста посещал класс живописи, куда и сдавал вступительные экзамены, затем перешёл в гипсово-фигурный класс, руководителем которого был Павел Петрович Чистяков (1832 – 1919). Под руководством опытных мастеров Коста осваивает мастерство рисунка живописи и ваяния. В Петербурге Хетагуров активно начинает заниматься литературной деятельностью. В 1883 году он был исключён из числа воспитанников Академии. По всей видимости просьба Коста о выдаче ему билета на бесплатное посещение лекций не была удовлетворена. В течение последующих двух лет он оставался в Петербурге, хлопоча, чтобы его приняли обратно в Академию. Не имея средств к существованию, Хетагуров работал поденщиком, грузчиком, но все хлопоты были напрасны. В начале лета 1885 г., не окончив полный курс обучения, Коста был вынужден вернуться в отцовский дом в село Георгиевско-Осетинское, а в начале осени того же года перебрался во Владикавказ, где вынужден был жить в разных местах: у родственников, знакомых, порой — на квартире, зарабатывая на жизнь живописью. Хетагуров занимался церковной живописью, оформлял театральные постановки, рисовал декорации и выполнял частные заказы. Нищета, бесправие, вековое невежество и духовная подавленность своего народа приводили его в отчаяние, он об этом писал в своих литературных публикациях и стихах проживая во Владикавказе до 1991 года. Как известного публициста и поэта его в первые официально пригласили на открытие в 1889 году в Пятигорске памятника М.Ю. Лермонтову, где он возложил к пьедесталу венок, на котором было написано: «От сынов Кавказа». Его преследовало постоянное отсутствие денежных средств на почве всевозможных переживаний и лишений, обострилась болезнь костного туберкулёза, поразившего правую ногу, в 1890 году ему пришлось лечь в больницу. Общественная деятельность Хетагурова вызывала раздражение местных властей. В 1891 г. по распоряжению начальника Терской области генерала Семёна Васильевича Каханова (1842—1908), Коста был выслан из Владикавказа «за подстрекательство живущих во Владикавказе осетин к подаче неправильных прошений и не узаконенных адресов». Причиной высылки стал протест, написанный на имя обер-прокурора Святейшего синода и члена Комитета министров Константина Петровича Победоносцева (1827 – 1907) по поводу закрытия им Ольгинской женской школы во Владикавказе, единственного бесплатного учебного заведения для горянок. После чего Хетагуров был вынужден уехать к отцу в Георгиевско-Осетинское, вскорости он устроился счетоводом, конторщиком на Серебро-свинцовом руднике в Приэльбрусье, теперь это посёлок Эльбрусский в Карачаево-Черкессии, где проработал свыше двух лет, там он подружился с конторщиком рудника, работавшим в этот же период, выдающимся просветителем карачаевского народа поэтом и художником, князем Исламом Пашаевичем Крымшамхаловым (1864 – 1911) в то время проживавший рядом с рудником в родительском доме в ауле Карт-Джурт, с которым они вместе проводили свободное время рисуя, путешествуя по окрестным местам и обсуждали проблемы местных угнетённых народов, Хетагуров часто после гостил у друга в его имении «Аманауз» в Теберде. Работая на прииске Хетагуров нарисовал картины «Природный мост», «Перевал Зикара», «Тебердинское ущелье», «Вид большого Карачая», а также серию рисунков из жизни рабочих рудника «Виды большого Карачая и нарождающийся в Карачае горный промысел». Рисунки были опубликованы в 1892 году в издававшемся в Петербурге журнале «Север». Тогда же он включился в общественные дела села Георгиевско-Осетинское, в меру своих сил помогал односельчанам, большей частью неграмотным, в разрешении их проблем: писал прошения и письма в разные инстанции, несколько раз выступал доверенным лицом для решения земельных и иных вопросов, которые постоянно возникали у осетин с мясными властями и черкесами, вплоть до вооружённых столкновений. Похоронив отца и получив отказ в женитьбе на младшей дочери друга священника, Анне Александровне Цаликовой (1873 – 1914) он вскорости уехал в Ставрополь, где с 1893 по 1898 годы работал в газете «Северный Кавказ». Летом 1897 годы у него обострился туберкулез бедренной кости, в связи с чем пришлось перенести тяжелую операцию, после которой пришлось лечиться в Пятигорске. В конце 1898 года после бытового инцидента, в котором участвовал однофамилец поэта, и дальний родственник последовала новая высылка. После этого он проживал вначале в Херсоне, а затем в Очакове и вновь в Херсоне. После отмены ссылки в 1900 году Хетагуров проживал в Пятигорске целый год, а затем опять переехал в Ставрополь, где возобновил работу в газете «Северный Кавказ». В Пятигорске при гостиница Центральная или Централь, принадлежавшей тогда П.И. Шульгину в любительской пьесе «Муза» Хетагуров сыграли роль с учительницей Анной Цаликовой, показав себя как актёра. А 25 февраля 1901 года в отеле Шульгина в присутствии автора состоялась премьера комедии "Дуня". Тогда к Хетагурову обратились жители села Нар с просьбой принять на себя ведение всех дел селения в судебных, административных и других учреждениях и у должностных лиц, он согласили, также выступает в качестве доверенного лица жителей села Георгиевско-Осетинского при решении земельных вопросов, помогая, в решении проблем рабочих Садонского рудника, где добывали свинец и цинк в Осетии, (сейчас посёлок после семиметрового наводнения 2002 напоминает декорации к постапокалиптическому фильму), также решает проблемы рабочих горно-обогатительного завода свинцово-цинковых руд в селе Фаснал у впадения реки Сардидон в реку Сонгутидон тоже в Осетии. В декабре 1901 г. Коста Хетагуров переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда, пытается открыть школу рисования для одаренных детей, предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек», на деньги, вырученные от продажи участка земли унаследованного от отца, начал строить дом. Весной 1903, Коста просил руки Лёли Хурумовой, дочери своего друга учителя Иорама (Иосифа) Датуевича Хурумова (1850 – 1922) и получил согласие. Но летом 1903 резко ухудшилось его состояние здоровья, а в 1904 году Лёля Хурумова умерла от туберкулёза на 23 году жизни. Тогда у поэта материальные обстоятельства из-за болезни были столь беспросветны, что ему приходилось порой просить у друзей на хлеб. Летом 1904 года сестра Ольга увезла его в родное село отца, позже тяжело больного поэта привезла в Пятигорск, чтобы показать психиатру, профессору Харьковского университета Якову Афанасьевичу Анфимову (1852 – 1930). Доктор нашел состояние поэта безнадежным, через год Коста умер на руках у сестры, в 5 часов вечера 1 апреля 1906 года, 4 апреля Коста Хетагуров был похоронен рядом с отцом в Георгиевско-Осетинском селе, по настоянию общественности Осетии прах земляка и народного трибуна был перевезён во Владикавказ и 16 апреля перезахоронен в Некрополе у Осетинской церкви. На вокзале Владикавказа гроб с телом Коста встречало огромное количество людей, людьми была заполнена вся платформа. Хотя была приготовлена траурная повозка, гроб всю дорогу несли на руках. Несли студенты, офицеры, простой народ. По дороге осетины, грузины, армяне служили панихиды, всякий на своем языке, со своими певчими, католики, христиане и мусульмане, так Кавказ прощался со своим героем и заступником от самодержавия, поработившего и угнетавшего народы. Многие высказыванья Хетагурова в прозе и стихах актуальны для Кавказа и сейчас, когда его не режет цензура, а экономика страны и семьи падает, вот его прекрасное и мало известное стихотворение.

«МАТЬ СИРОТ»

Коченеет ворон...
Страшен бури вой...
Спит на круче чёрной
Нар, аул глухой.
Долгой ночью лучше,
Чем тяжёлым днём...
Светится на круче
Сакля огоньком.
На краю аула
В брошенном хлеву
Нищета согнула
Горькую вдову.
Горе истерзало —
Где уж тут до сна?
Над огнём устало
Возится она.
На полу холодном —
Кто в тряпье, кто так —
Пять сирот голодных
Смотрят на очаг.
Даже волка косит
Голод в холода.
Злая смерть уносит
Слабых без труда.
«Ну, не плачьте! — грустно
Говорит им мать, —
Накормлю вас вкусно,
Уложу вас спать...»
Можжевельник саклю
Дымом обволок...
Капают по капле
Слёзы в котелок...
«Сгинув под обвалом
В день злосчастный тот,
Ты, кормилец, малых
Обманул сирот.
Пятерых покинул...
Что же впереди?
Лучше б сердце вынул
Из моей груди!
Видно муж мой милый,
Ты жены умней, —
Что бежал в могилу
От семьи своей.
Сохнет и хиреет
Сын любимый твой:
Лечь бы нам скорее
Рядышком с тобой!»
Капают по капле
Слёзы в котелок...
Можжевельник саклю
Дымом обволок...
Засыпает младший
Раньше всех детей, —
Изнемог от плача
Лучший из людей.
Подожди ты малость! —
Лягут все подряд.
Голод и усталость
Скоро победят.
«Мама, не готово ль?
Дай похлёбки! Дай!»
Всем вам будет вдоволь,
Хватит через край!
Котелок вскипает,
Плещет на золу...
Дети засыпают
У огня в углу...
Ветер воет глуше,
Горе крепко спит.
Сон глаза осушит,
Голод утолит.
На солому клала
Малышей своих,
Грея, укрывала
Чем попало их.
И покуда мрачно
Теплилась зола,
Всё насытить плачем
Сердце не могла.
Детям говорила:
«Вот бобы вскипят!»
А сама варила
Камни для ребят.
Над детьми витает
Сон, и чист и тих, —
Ложь её святая
Напитала их...


Условия использования материалов сайта tavriy.ru . Если Вам понравился сайт tavriy.ru, разместите, пожалуйста, на своем сайте или блоге нашу кнопку. Получить код кнопки.

Главная страница Каталог туристических сайтов Написать письмо реклама на сайте