СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ. ПЯТИГОРСК. СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ КРАЕВОЙ ТЕАТОР ОПЕРЕТТЫ

Ставропольский край. Пятигорск. Ставропольский государственный краевой театр оперетты
Все о Кавказе Фото Кавказа О Пятигорске << назад вперед >>

Фото "Ставропольский край. Пятигорск. Ставропольский государственный краевой театр оперетты" снято в октябре. На фотографии Ставропольский край. Пятигорск. Ставропольский государственный краевой театр оперетты.
Здание краевого театра оперетты было построено 1914 году как Народный дом Общественного Всесословного клуба. А началось всё с конца ХIХ века, когда Пятигорск как курорт начал стремительно развивается и в него толпами повалила богатая публика, готовая хорошо платить за развлечения. Так в 1901 году вступила в строй в пятигорском парке «Цветник», возведённая в стиле «модерн» Лермонтовская галерея, в отелях и подходящих залах также выступали артисты, но площадей, для всех выступающих не хватало, и на этом можно было заработать, это постарался сделать предприниматель Михаил Николаевич Соловьев, который предложил армянским купцам, с которыми вместе играл в карты в клубе им же созданном, создать новый Пятигорский всесословный клуб – «Рассадник разумного времяпровождения для холостых и семейных» со своим зданием, где можно будет играть и препроводить в развлечениях время, а для большего заработка и привлечения посетителей использовать выступающих артистов. Армянские купцы Н.Нацвалов, Карапетян, Никита Багдасарович Ходжаев брат архитектора Эммануила Багдасаровича Ходжаева и Тер-Терьян (Тер-Григорян Нерсес Сукиасович 1883-1950), организатор кооперации на Кавказе, брат поэта Ваана Терьяна (Ваган Сукиасович Тер-Григорян 1885 - 1920) поддержали идею. Зарегистрировали Пятигорский общественный Всесословный клуб в 1907 году, председателем стал М.Н. Соловьёв, в члены правления вошли перечисленные армяне. Изначально хотели построить специальное помещение для доставления Пятигорчанам и отдыхающим различных развлечений. Но дальше намерений дело не пошло. Всесословный клуб для проведения концертов и клубных сборов постоянно вынужден был арендовать площади у сторонних организаций и собственников. Несмотря на существенные траты, связанные с арендой и выплату паёв членам, деньги на строительство собственного здания руководству клуба удавалось откладывать регулярно. Более трех лет длились поиски места под строительство нового здания. К строительству собственного помещения Всесословского клуба подошли лишь 2 февраля 1914 года, состоялось историческое общее собрание членов клуба, которое постановило приобрести за 35 тысяч рублей земельный участок у вдовы коннозаводчика, ногайского князья Султана-Тохтамыша-Гирея (в католической вере Михаил-Феликс Султан-Гирей 1827-1894), обрусевшей итальянке Елизавете Каруте размером в четверть гектара и поручило члену клуба и архитектору, инженеру Андрею Ивановичу Кузнецову (1875 – 1928) составить детальный проект здания Всесословного клуба по заданию Совета старейшин. В 1914 в воскресном приложении в местной газете был опубликован проект главного фасада рисунок Кузнецова с описанием, который предполагал зрительный зал на 700 мест со сценой и современным оборудованием. Здание также должно было включить в себя и необходимые для развлечений публики обширный театральный и танцевальный залы, карточную комнату на 20 столов, гостиную, буфет, читальню с библиотекой. Собрание избрало особую Строительную комиссию, по надзору за строительством в которую входили председатель В.Н. Михайлов, его заместитель И.Л. Свешников, секретарь А.Т. Колосков, и члены – Е.Л. Альфтан, Ф.М. Бирк, Константин Константинович Кибардин (1870 - 1914) был гласным и секретарем Пятигорской городской Думы, выпускал газету «Пятигорский листок», Г.Я. Цибизов, М.Д. Гурджиев и Л.Е. Модель. В апреле 1914 г. проект клубного здания был утвержден правлением Терской Области. 28 апреля началось строительство под наблюдением архитектора А.И. Кузнецова, которого Совет старейшин пригласил производителем строительных работ. Через месяц, 21 мая состоялась торжественная закладка здания – первый камень в фундамент положил председатель клуба М.Н. Соловьев. Несмотря на начавшуюся летом 1914 года мировую войну, через год сооружение огромного здания и его оборудование было завершено. Художественные панно на тему «Атрибуты искусства» из глазурированной керамики для лицевого фасада были сделаны известным московским живописцем Иваном Леонидовичем Калмыковым (1866 – 1925), который имел в Пятигорске свою керамическую мастерскую «Закал» он незадолго до этого увлекся декоративной керамикой и создал в Москве декоративно-художественную и облицовочную мастерскую. Лепные украшения фасада и интерьеров клуба были выполнены по эскизам Людвига Карловича Шодкого (1860-1935 к сожалению последние 10 лет своей жизни скульптор провёл в нищете так как его лишили пенсии, похоронили его в Пятигорске друзья и знакомые), Электрическое оборудование здания осуществил инженер-электрик И. Я. Идельсон стоящий у истоков трамвая Пятигорска. Сценические декорации, бутафорию и мебель исполнил художник-декоратор Белкин. Клубный Народный дом был освящён и торжественно открыт 17 мая 1915 года. Однако, клубу не было суждено просуществовать долго. Его организаторы не жалели денег на строительство, но не смогли грамотно распорядиться своими финансами. Это привело к тому, что вскоре после окончания строительства они погрязли в долгах и разорились. Сразу после открытия клуба здесь стал выступать «Веселый театр художественных эскизов» под руководством А. И. Сорина с репертуаром в духе парижских театров-кабаре. Правление клуба сдало здание антрепренеру Кисловодского курзала М.М. Валентинову. Всесословный клуб стал выполнять такую же важную роль в культурной жизни Пятигорска, как привокзальный Курзал в Кисловодске. Это непомогло решить финансовые проблемы по кредитам, правлением клуба было принято решение продать здание, собирался продать здание богатому армянскому сообществу, но этому помешали известные события 1917 года. Председатель местного совдепа Григорий Григорьевич Анджиевский (1897— 1919) превратил его в Народный дом. В просторном зале бывшего клуба проводились важные общественные собрания, заседания, съезды и конференции, на которых подчас принимались судьбоносные решения для народов Терской области, с балкона именно этого здания была провозглашена советская власть на Тереке. Здесь выступали С. М. Киров (1886 -1934), С. Г. Орджоникидзе (1886 -1937), К. Е. Ворошилов (1881–1969), С. М. Буденный (1883 -1973), А. И. Микоян (1895 -1978), Н. А. Семашко (1874 – 1949) и другие видные деятели советской России. С приходом Совдепа интерьеры и убранство клуба были практически полностью разграблены. Театр был восстановлен с приходом белых, как и при строительстве здания, помог частный бизнес. вот гремит музыка двух оркестров - в последнюю ночь 1919 года устраивается грандиозный бал-маскарад «Долой 1919 год и как хорош 1920 год». В постановке А. К. Королева и Р. А. Шульмана в театре идут привезенные откуда-то спектакли-оперетты «Маскота», «Сильва» и ТД. Весь январь 1920 г. один за другим шли спектакли, вызывающие ностальгию по былым курортным временам: «Жрица любви» (световые эффекты уже тогда!), «Король веселится». Феерия закончилась с наступлением 11-й армии на Скверный Кавказ. 15 марта 1920 г. красные вошли в Пятигорск, Всесословный клуб переименовали в Рабочий дворец. По предложению С. М. Кирова здание театра принял под свою опеку городской Совет профсоюзов став Дворцом профсоюзов. Помимо профсоюза и театра здесь работала библиотека, устраивались различные выставки. В 1925-м здание стало называться клубом им. Карла Маркса. В 1934 году город Пятигорск стал центром вновь образованного Северо-Кавказского края, в здании был открыт краевой драматический театр. В 1935 году, когда труппа выехала на гастроли, помещения в театре переоборудовали и расширили, было построено общежитие на Горячей горе. После очередной административной реорганизации в 1937 году центром вновь созданного Орджоникидзевского края стал город Ворошиловск (Ставрополь), и краевой Пятигорский драмтеатр был переведен в центр. В марте 1939 года открылся постоянный театр музыкальной комедии (оперетты), переведенный сюда Чечено-Ингушской труппы из Грозного. День открытия XVIII съезда партии (10 марта) ознаменовывается началом сезона городского театра музыкальной комедии писал начальник краевого управления по делам искусств О. Алиева. 9 августа 1942 года Пятигорск был оккупирован немцами при этом только часть театральной труппы успела эвакуироваться на дальний восток основная масса людей осталась. Приказом военного коменданта Демидова бургомистром назначен Михаил Николаевич Орлов (главный врач Курортного совета Пятигорска) который восстановили работу театра. Редкие спектакли давались по очереди - для населения и оккупантов. Помещение театра было поделено на лазарет для раненых и клуб для немецких офицеров. 3 сентября 1942 г. юные подпольщики Юра Бондаревский (1927 – 1942) и Лева Акимов (1927 – 1942) навели ракетами наш У-2 на цель - городской театр, где в это время фашистский фельдмаршал командующий 1-й танковой армии Эвальд фон Клейст (1881 -1954) проводил совещание со своим офицерским корпусом. Бомбы попали в здание напротив - офицерское общежитие и поликлинику с десятками фашистов. Театр чудом уцелел и по этой причине сохранился. Хотя при отступлении немцы подожгли здание театра. На спасение уникального здания кинулись десятки актеров и местных жителей. Жители и работники театра под руководством Н. Н. Дьяченко выстроившись в длинную линию, передавали друг другу ведра с водой из Лермонтовских ванн и таким образом победили огонь. Пожар удалось потушить только к утру – с помощью прибывших военных. 11 января 1943 года части 9-й и 37-й армий освободили Пятигорск. 17 марта 1943 газета «Пятигорская правда» сообщила о начале работы городского театра музыкальной комедии в восстановленном здании. 14 марта 1948 года в Пятигорск был переведён Ставропольский краевой театр музыкальной комедии (по другим данным в 1949 году и в его коллектив влились лучшие силы пятигорской труппы. В условиях перестройки театр был переведен на хозрасчёт, нужно было зарабатывать деньги чтобы обеспечить театр самым необходимым. В 1988 году актёры впервые за многие годы не смогли поехать на гастроли. Здание театра ветшало, начало ремонта совпало с периодом перестройки. Десятилетиями процветавший курорт приходил в упадок, исчезла публика, количество спектаклей уменьшилось, все реже выступали на других сценических площадках. Труппа театра старела, остро стояла проблема жилья — многие актёры снимали квартиры на нищенскую зарплату. В декабре 1997 года театр получил новое имя: Ставропольский краевой театр оперетты, то есть его нынешнее название.

Условия использования материалов сайта tavriy.ru . Если Вам понравился сайт tavriy.ru, разместите, пожалуйста, на своем сайте или блоге нашу кнопку. Получить код кнопки.

Главная страница Каталог туристических сайтов Написать письмо реклама на сайте