СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ. ПЯТИГОРСК. РОТОНДА ЭОЛОВА АРФА

Ставропольский край. Пятигорск. Ротонда Эолова арфа
Все о Кавказе Фото Кавказа О Пятигорске << назад вперед >>

Фото "Ставропольский край. Пятигорск. Ротонда Эолова арфа" снято в октябре. На фотографии Ставропольский край. Пятигорск. Ротонда Эолова арфа.
До 1810 г. на месте беседки Эола находился наблюдательный казачий пост с деревянной не очень красиво сколоченной вышкой, а весной 1829 была устроена ровная площадка со скамейками, к которой шла зигзагом дорожка от Китайской беседки и Михайловского источника. Тут Водяное общество любовалось живописными видами. Летом 1829 Командующий войсками на Кавказской линии генерал Г. А. Емануель, осматривая новый парк (ныне – Емануелевский) в «английском» стиле, разбитый у Михайловского и Елизаветинского источников, предложил возвести на трех вершинах парка павильоны, чтобы «удобнее и на большом расстоянии наслаждаться прекрасными видами». Названия этих павильонов – Эола, Эскулапа и Эриванского (в честь фельдмаршала Ивана Федоровича Паскевича-Эриванского 1782 – 1856). Название павильона именем повелителя ветров Эола возникло оттого, что место для него почти всегда продувалось ветрами. Первоначально в центре беседки планировалось установить скульптуру самого Эола, но затем было принято решение создания оригинальной музыкальной беседки. В начале 1830 г. архитектор Джузеппе Бернардацци сделал проект «Греческой беседки Эола» в модном тогда стиле античных храмов. Его прообразом стал павильон «Храм Эола» знаменитого английского архитектора Уильяма Чемберса (1726–1796), построенный в парке Кью под Лондоном. Весной 1830 г. генерал Емануэль утвердил проект беседки Эола, однако ее постройка задержалась из-за перевода окружного правления из Георгиевска в новый город Пятигорск, а затем страшной эпидемии персидской холеры. Сооружение беседки под надзором зодчего Джованни Бернардацци началось весной 1831 г. Идею музыкальной беседки продвигал главный врач Минвод того времени Федор Петрович Конради (1775-1848), который разрабатывал метод лечения больных музыкой, так сказать музыкотерапию. А тут еще его дочь стала женой ведущего архитектора города - одного из Бернардацци, он и предложил вместо нее установить оригинальный музыкальный инструмент – эолову арфу, широко распространенную в Европе. Работы начались, работали солдаты строительной роты и вольные мастера. Для цоколя и колонн беседки использовали машукский местный известняк, а для антаблемента и купола – оштукатуренный дубовый каркас и листовое железо. Модные арфы уже появились в Петербурге и в Москве. Уличная Эолова арфа состояла из пары простых эоловых арф, заключенных в круглый дощатый корпус с особым крылом, которое поворачивало арфы под определенным углом к ветру. Воздушные струи, проникающие через узкие щели в корпусах арф, вызывали колебания жильных струн разной толщины, издающих различные обертоны. В зависимости от силы ветра, звучание арфы менялось от тихого до громкого. Кроме того, павильон обладал хорошей акустикой. На главке купола находился металлический флюгер, который имел указательную стрелку, выведенную внутрь купола, где на плафоне была изображена «роза ветров» с их названиями на французском языке. Павильон с эоловой арфой был завершен летом 1831 г. Над притихшим Пятигорском, среди эпидемии холеры и тревог кавказской войны, впервые поплыли печальные звуки эоловых арф. Греческая ротонда «Эолова арфа» стала последним сооружением, построенным при генерале Емануэле. Она завершила «золотой» период благоустройства Горячих Вод. Павильон Эола представлял собой небольшой восьми колонный моноптер дорического ордера, с решетчатой оградой, перилами и лавками между колонн. Определяя размеры павильона, зодчий Бернардацци взял в качестве модуля ширину одного триглифа на дорическом фризе. Классическая колонна толщиной в 2 модуля имела 12 модулей в высоту. Инструмент «эолова арфа» устанавливался в беседке в начале сезона, а по окончании его демонтировался для хранения. Спустя годы инструмент расстроился, и посетители иронично стали называть его «эоловой арбой». За 30 лет арфа несколько раз исправлялась и настраивалась, а при передаче имущества Вод в аренду (контрагентство) в 1861 она была окончательно списана. Примерно через каждые 20 лет проводились крупные ремонты беседки, которые упрощали и изменяли ее первоначальный облик. К концу XIX века исчезли пьедестал под арфу, лепнина с фриза, стрелка и рисунок на плафоне, изменилась деревянная балюстрада, форма купола и главки. В 1890-х годах на куполе беседки в летнее время устанавливалась звучащая эолова арфа упрощенной конструкции. С самого начала беседка была любимым местом для посетителей Горячих вод, она описана в романах, действие которых происходит в Пятигорске. Ее эоловой арфе были посвящены десятки стихотворений. Во время Гражданской войны 1918-1920 гг. ротондовая беседка была наблюдательным пунктом обоих враждующих сторон. Отсюда посредством оптических приборов хорошо просматривались дальние подступы к городу. Тогда же беседка лишилась балюстрады. Капитальный ремонт павильона состоялся лишь в начале 1950-х годов, когда ее фриз был украшен триглифами, была сделана балюстрада, обновлен купол и главку с флюгером. Беседка была признана одним из Лермонтовских мест, о чем сообщает мемориальная доска 1961 г. на ее цоколе. К 1 мая 1972 г. на куполе беседки было установлено уникальное электромеханическое музыкальное устройство, управляемое ветром, – электронная «эолова арфа» (авторы – настройщик Л. Н. Роганов, инженеры электромеханики Б. Н. Бурый и С. А. Козырев), которая звучала на протяжении почти 20 лет. Последний капитальный ремонт беседки (по проекту В. В. Маркова и Алексея Семеновича Кихеля) был сделан в 1993-1994 тогда была произведена полная замена старой деревянной конструкции купола, созданной в 1831, и частичная замена каменных фрагментов, после распада страны вот уж тридцать лет как всё хуже и хуже.

Условия использования материалов сайта tavriy.ru . Если Вам понравился сайт tavriy.ru, разместите, пожалуйста, на своем сайте или блоге нашу кнопку. Получить код кнопки.

Главная страница Каталог туристических сайтов Написать письмо реклама на сайте