СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ. ПЯТИГОРСК. ОСТАНКИ ГРОТА ПОД ФЛАГШТОКОМ

Ставропольский край. Пятигорск. Останки грота под флагштоком
Все о Кавказе Фото Кавказа О Пятигорске << назад вперед >>

Фото "Ставропольский край. Пятигорск. Останки грота под флагштокомй" снято в октябре. На фотографии Ставропольский край. Пятигорск. Останки грота под флагштоком.
В 1829 году во время устройства Емануэлевского «Английского» парка братьями Бернардацци около Елизаветинского и Михайловского источников рабочие обнаружили две естественные пещерные ниши на отроге Машука. Из них были сделаны два романтических «Диких грота», большой и малый. Большой грот имел естественное происхождение, небольшую пещеру лишь углубили и назвали грот Калипсо. Перед ним была сделана каменная площадка. Дорожку к гроту замостили булыжником вдоль украсили цветущими кустами, высадили ясени. Летом 1837 года М. Ю. Лермонтов нарисовал картину «Вид Пятигорска», ясеневую аллею, ведущую в пещеру на которой был изображен этот большой грот. Позже в этом гроте поместили древние надгробные камни, привезенные из Бургустанской станицы, с арабскими надписями. Останки второго грота еще можно увидеть, это выемка в скале с каменой скамьёй, высеченной в скале в том же 1829 году, верхнее перекрытие грота давно обвалилось. Этот грот, когда-то названный «Гротом под флагштоком», был меньше первого. К нему от кислосерного колодца вела удобная дорожка, обсаженная с двух сторон виноградными лозами. Из малого грота были хорошо видны посетители Михайловского источника. Есть предположение, что именно малый, второй грот описан в Лермонтовской «Княжне Мери» как место случайной встречи Печорина и Веры. В повести написано: «...Сегодня я встал поздно; прихожу к колодцу – никого нет... Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот... В прохладной тени его свода на каменной скамье сидела женщина...» Известно, что в 1830-х годах дорожка к гроту Калипсо была обсажена низким кустарником и ясенем, и только к малому гроту вела от источника «виноградная аллея». Кроме того, открытый проем большого грота, тогда еще без массивного портала и решетки, был обращен на юг к солнцу, а малый грот был открыт на север, и поэтому только в его сводах постоянно была «прохладная тень» включая летний полдень. В связи с этим малый грот, теперь несуществующий вполне мог бы называться «Печоринским» в прошлый романтический век. Тогда оба грота обрели сразу популярность у Водяной публики, незадолго до того, как гениальный поэт впервые побывал в них. Грот именовали в честь Одиссеевской нимфы Калипсо до 1860-х годов, позже его стали называть Лермонтовским, так как, считали, что отсюда писатель любил наблюдать за «Водяным обществом». После гибeли Лермонтова почитатели его таланта приносили к гроту цветы, устраивали тут чтение Лермонтовских стихов. Этот пятигорский грот стал первым памятным местом М. Ю. Лермонтова наравне с флигелем В.И. Челяева, в котором он жил последний месяц своей жизни, которыми могли свободно любоваться почитатели его таланта. 20 июля 1870 года отставной поручик Илья Васильевич Алексеев, помещик Козловского уезда Тамбовской губернии, установил в гроте мраморную доску со своими стихами, посвящёнными «Гроту Лермонтова» из 86 строк, которые начиналось словами:
«Под сению твоей он часто находил
Приют для сладкого мечтанья,
И ты один свидетель был
Его сердечного страданья
Угрюмый вид твоей скалы
Служит душе Его отрадой...».

В 1874 г. доска была снята, т.к. «постоянно исписывалась нецензурными и браными надписями посетителей Вод». Алексеев отреставрировал снятую доску со стихами, и «во избежание повторения ее прежней участи», в июле 1878 года затратил личные средства на устройство при гроте массивного каменного арочного портала и кованых ворот с ажурной металлической решеткой. Над аркой грота была укреплена большая железная кованая лента с надписью: «ГРОТЪ ЛЕРМОНТОВА», а над ней такая же эмблема с лирой, книгой, пером и опрокинутым факелом в знак прерванного и погасшего таланта. Алексеев заново огородил и обустроил дорожку к гроту. Позднее в гроте появился бюст Лермонтова. До открытия памятника поэту в сквере 1889 году, около этого грота обычно проходили ежегодные собрания местного общества по случаю годовщин смерти и рождения Лермонтова. В конце XIX века известный московский журналист и писатель Владимир Алексеевич Гиляровский (1855 – 1935) написал новое стихотворное посвящение «Гроту Лермонтова». После 1917 г. эмблема с лирой, а затем и лента с надписью над входом Лермонтовского грота исчезли. Вскоре, после Отечественной войны на их месте появилась мраморная плита с надписью, «ГРОТЪ ЛЕРМОНТОВА». В 1961 г. на портале была помещена мемориальная доска, которая висит и сейчас. В известном фильме Леонида Гайдая «12 стульев» в сцене с Провалом был снят Грот Лермонтова; именно здесь, у решётки, Остап Бендер продаёт билеты. Гайдай лично выезжал в командировки на Кавминводы в поисках мест для съёмок своего будущего фильма. И нашёл подходящие места не с первого раза. Наверно ему просто нравилось тут отдыхать за счёт Советских налогоплательщиков. К сожалению, на сегодняшний день с времён СССР мало что изменилось, только разрушились дорожки и ограждения рядом с гротом, в который всё также нельзя попасть, разве что добавилось, так это кучи мусора вокруг него и по Горячей горе в целом.

Условия использования материалов сайта tavriy.ru . Если Вам понравился сайт tavriy.ru, разместите, пожалуйста, на своем сайте или блоге нашу кнопку. Получить код кнопки.

Главная страница Каталог туристических сайтов Написать письмо реклама на сайте