СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ. ПЯТИГОРСК. ЕЛИЗАВЕТИНСКАЯ ГАЛЕРЕЯ

Ставропольский край. Пятигорск. Елизаветинская галерея
Все о Кавказе Фото Кавказа О Пятигорске << назад вперед >>

Фото "Ставропольский край. Пятигорск. Елизаветинская галерея" снято в октябре. На фотографии Ставропольский край. Пятигорск. Елизаветинская галерея.
В 1809 году московский молодой доктор Федор Петрович Гааз (1775-1848) по заданию Российской Академии изучал минеральные воды Кавказа в 1809-1810, за что был награждён императором бриллиантовым перстнем. Он случайно заметил под горой Машук, как лошади с жадностью пили теплую воду неизвестного кисловатого источника. По словам извозчиков лошади от этого становились здоровее. Поэтому Гааз рекомендовал больным пить воду этого Кислосерного источника, который назвал в 1810 Елизаветинским, в честь супруги императора Александра I – Елизаветы Алексеевны (1779-1826), урожденной принцессы Луизы Марии Августы Баденской. Первый питьевой источник Горячих Вод быстро прославился. Его углубили, превратив в небольшой колодец, наподобие Нарзана, из которого черпали воду стаканами. В 1814 г. на деньги, которые пожертвовал богатый астраханский чиновник Кирилл Федоров, возвели рядом дощатый домик, обмазанный глиной, с сенями, раздевальней и ванной. Мужских и женских раздевалок на источнике первое время не было. Но в городе было заведено так: в первой половине дня там купались мужчины, во второй – женщины. Вторая волна существенных преобразований коснулась источник в 1823 году. Простой колодец был увеличен, рядом с ним появились каменные вазы для недопитой воды. А сама территория около источника начала превращаться в курортное место – здесь появились клумбы, цветники и Эмануэльевский сад, Для обязательного моциона между приемами воды зодчие Бернардацци вначале устроили рядом круглую площадку с клумбой посредине, а позднее разбили Елизаветинский цветник и Эманэльевский сад. Популярный питьевой источник, где проводило время «водяное» общество, стал вторым важным центром благоустройства Горячих Вод, после Александровского первого источника. Чтобы новое курортное место продолжало развиваться, возникла необходимость оборудовать помещение, где туристы могли бы спрятаться от жары и дождя, отдохнуть и насладиться местными видами. И вот, в Пятигорске одна за другой, появились две небольшие деревянные галереи со скамейками. Но как бы не усовершенствовали эти сооружения, было ясно: для увеличивающегося потока отдыхающих в Пятигорске необходимо возвести более красивое, масштабное и функциональное строение. Это решение начали воплощать в жизнь в 1848-1850 годах. По инициативе Михаила Семеновича Воронцова в Пятигорске начали строить регулярную каменную галерею. Главным архитектором этого проекта стал Самуил Иванович Уптон, который в те времена слыл мастером курортных строений, и, в особенности – галерей. Уптон в 1838-1845 был городским архитектором Севастополя, где построил Адмиралтейство. Он был замечен князем Михаилом Семёновичем Воронцовым, участвовал в возведении Воронцовского дворца в Алупке, а затем приглашён им к работе в Одессе и на Кавказе. Прежде всего С. Уптон соорудил мощную подпорную стену с лестницей, значительно подняв и расширив ровную площадку для будущего сооружения. Елизаветинская галерея состояла из просторной прогулочной галереи, на краях которой помещались бювет источника (на южном краю) и минеральный бувет (на северном краю). Стенки самого источника были заново облицованы камнем, а сверху он имел вид вазы из местного, плотного камня (мрамора) синеватого цвета. В буфете продавались привозные минеральные воды. К галерее примыкали проходные арки. За северной аркой находился павильон Елизаветинских ванн, а за южной – «уборный кабинет». Галерея напоминала сооруженные инженером С. И. Уптоном и его отцом в 1830-х годах акведуки Севастопольского водопровода, а также Сабанеевский арочный мост в Военной балке Одессы. Тогда говорили, что Воронцов решил построить новые галереи, Михайловскую и Елизаветинскую, чтобы увековечить свое имя и имя своей жены – Елизаветы Ксаверьевны. За это Самуил Уптон, не имевший специального архитектурного образования, был удостоен в 1850 г. звания академика. Уптону удалось возвести невероятно легкое и изящное произведение архитектуры в стиле классицизма с элементами итальянского ренессанса. Оно представляло собой прогулочную галерею, примыкающую к основному зданию, расположенному над источником. Две эти части соединялись между собой изящной аркадой. Внутренние помещения галереи были строго поделены на функциональные зоны. В правом ее крыле находились ванны, получившие название Товиевские. А в левой ее части находился просторный зал для отдыха туристов и ожидания процедур. В южный уборный павильон в 1871, была капитально перестроен по проекту зодчего Николая Иосифовича Невинского для размещения бесплатной летней лечебницы (приюта) на 10 кроватей «для недостаточных посетителей Вод», которую содержали архитектор и арендатор КМВ Иван Иванович Байков (1895-1937) и его главный врач Матвей Карпович Милютин (1830-1885). Павильон на высоком цоколе имел 5 высоких арочных окон по фасаду и боковой вход под аркой. Покровительницей приюта стала супруга наместника на Кавказе Великая Княгиня Ольга Федоровна (1839-1891), кузина вышеупомянутой императрицы Елизаветы Алексеевны. С 1894 здесь находилось Хирургическое отделение (операционный покой) с 3 кроватями для бедных больных. С 1897 г. этот павильон занимал завод Управления КМВ по изготовлению искусственного льда из водопроводной воды Юцкого источника. Этот завод давал до 50 кг. льда в час. Это произошло по причине того, что, медицина того времени посчитала лечение минеральными водами нецелесообразным. Осенью 1925 года пятый Всесоюзный съезд по курортному делу переименовал Елизаветинскую галерею в Академическую, в честь 200-летия Академии наук России. В этом же году в ризалитах галереи был открыт Курортный музей. В 1932 в Елизаветинском цветнике по проекту архитектора Павла Павловича Еськова (1883 — 1967) была просторная каменная лестница, ведущая к галерее и гармонично дополняющая ее. В 1962 году советскими властями было принято решение об возобновлении лечения минеральными водами и в галерее опять открыли бювет. Он просуществовал там продолжительное время. Но после распада СССР Елизаветинскую-Академическую галерею ждала очередная перемена.

Условия использования материалов сайта tavriy.ru . Если Вам понравился сайт tavriy.ru, разместите, пожалуйста, на своем сайте или блоге нашу кнопку. Получить код кнопки

Главная страница Каталог туристических сайтов Написать письмо реклама на сайте