Фото "Севастополь. Графская пристань" снято летом, на фото Графская пристань в Севастополе. Графская пристань Севастополя известна не только своими художественными достоинствами, она связана с важнейшими историческими событиями города. О них повествуют многочисленные мемориальные доски. Графская пристань - памятник архитектуры и истории Севастополя. Графская пристань своеобразная эмблема Севастополя и по сути была одной из первых построек в городе. Изначально построенная деревянная для швартовки первых кораблей Севастополя. Командующим в нем, был контр-адмирал Фома Фомич Меккензи (Шотландец Томас МакКензи); поселившись возле нового порта в 1783 году, он построил для себя близ берега казенный дом, обращенный потом к приезду Императрицы Екатерины II, в её дворец. Меккензи начал строить против своего дома деревянную пристань. Затем по приказу Потёмкина 3 (14) июня 1783 года была заложена каменная пристань. Это одно из первых каменных строений города по свидетельству Дмитрия Николаевича Сенявина, "была сделана с небольшом в месяц " из тесаного местного камня. В 1787 году к приезду Екатерины II пристань благоустроили и официально назвали Екатерининской. Однако это название не прижилось среди жителей города и моряков. Утвердившееся название у Севастопольцев "Графская пристань", обязана своим названием второму командующему Севастопольской эскадрой после смерти Меккензи (1786-1790 годов) графа и контр-адмирала Марко Ивановича (Серба по национальности) Войновича, который каждый день причаливал здесь, приезжая со своего хутора расположенного на Северной стороне Севастопольской бухты, и при котором пристань была закончена. Позднее адмирал Михаил Петрович Лазарев напишет в Петербург "Граф Войнович никогда не заслуживал, чтобы великолепная эта пристань называлась его именем, а дали ей это название просто, без всякого намерения". В тридцатых годах XIX века Графскую пристань украсили каменными ступенями, а в 1837 году Михаил Петрович Лазарев, командир Черноморского флота и портов, решил завершить ее благоустройство. Проект в том же году был выполнен военным инженером Джоном Уптоном, представлен Николаю I и 9(21) марта следующего года "высочайше утвержден за исключением колоннадной галереи, которая исключается вовсе". Запрещалось строить именно тот портик, который считается лучшей частью всего ансамбля. Следовательно, павильоны по обе стороны колоннады - более ранние, они построены около 1840 года.
Но М. П. Лазарев не оставлял попыток завершить ансамбль и продолжал обращаться с просьбами о строительстве колоннады. Был использован даже тот довод, что какой-то извозчик однажды упал в темноте с неогражденной пристани в воду. Наконец "Чертеж Екатерининской пристани в Севастополе с показанием предполагаемой колоннады" был утвержден в октябре 1844 года и через два года портик построили. Перед лестницей поставили двух мраморных львов, а в экседрах (нишах) четыре мраморные статуи (сохранились только две) работы итальянского скульптора из Каррары Фердинандо Пелличио (1808-1892). Сведений о жизненном пути создателя пристани - Джона Уптона, англичанина на русской службе, в 1833-1849 годах инженер-майор, подполковник и полковник Морской строительной части, пока немного. Экскурсоводы иногда путают его с его сыном - Самуилом Ивановичем Уптоном, тоже архитектором. Жил инженер-полковник Д. Уптон в Севастополе примерно с 1830 по 1854 г.. проектировал и строил доки и водопровод на Корабельной стороне, провел изыскания и выполнил проект планировки центральной части города, построил Графскую пристань. Вероятно, по его проекту строилось не сохранившееся здание, известное под названием Морского собрания. Находилось оно у подножия холма, на котором разбит Матросский бульвар - напротив памятника П. С. Нахимову, и - в соавторстве - здание Морской библиотеки (от него осталась только Башня Ветров). Англичанин X. Д. Сеймур, посетивший Севастополь в 1854 г., писал о Д. Уптоне: "...несмотря на слухи, когда-то ходившие о неких проступках, совершенных в молодости, он пользовался хорошей репутацией среди соотечественников, находившихся в России, и... оставил памятники своего таланта, которыми и мы можем гордиться".
Некоторые авторы (В. И. Васильчиков, Е. Р. Корженевский) сообщают, что, когда английские войска в 1854 г. высадились в Крыму, Джон Уптон не захотел сражаться против своей страны и покинул Севастополь. Но его потомки жили здесь по крайней мере до начала XX в., на старом городском кладбище сохранилась могила внука Джона Уптона с датой смерти - 1904. Сыну Д. Уптона - Самуилу Ивановичу, тоже инженеру и архитектору, не повезло. В Севастополе не осталось зримых следов его творчества. Построенное им в 1839-1844 гг. первое здание Морской библиотеки сгорело через десять месяцев после завершения. С. И. Уптон до 1841 года был главным архитектором города ("городовым архитектором", как тогда говорили). Вместе с отцом строил доки на Корабельной стороне. В 1845 году он переехал на Кавказ, где служил архитектором при Кавказских минеральных водах. Решенная в романтическом стиле с подражанием античной классике архитектура пристани торжественна и величава. От лестницу отделяет колоннада, образуя своеобразный парадный вход - пропилеи. Тут, видимо, не обойтись без терминов. Выражаясь языком архитектурным, пропилеи Графской пристани - это два небольших квадратных павильона без окон с пилястрами по углам и двумя экседрами на фасадах, павильоны соединены двумя рядами каннелюрованных (с вертикальными бороздами) дорических колонн по шесть в ряду, которые поддерживают архитрав (камень, перекрывающий пролет между колоннами). Строгий фриз (каменная полоса над архитравом) лишен каких-либо украшений, кроме чередования триглифов (камни над осями колонн) и гладких метоп (промежутки между триглифами), а над фризом - простой карниз с невысоким парапетом. Венчает сооружение так называемый аттик (более высокий парапет), на нем выбита дата постройки - 1846.
Облик Графской величав и классически благороден. Эффект достигнут простыми приемами - правильно найденными пропорциями, соразмерностью как отдельных деталей, так и входящих в комплекс элементов. Сохранилась переписка М.П.Лазарева с А.С.Меншиковым по вопросу о замене поврежденных скульптур львов ранее украшавших пристань, на новые. В представленном в январе 1841 года рапорте М.П.Лазарев подчеркивал "Поставленные на так называемой Графской пристани два льва, сделанные из мальгийского песчаного камня, от действия непогод и брызг морской воды осыпались и повреждены до такой степени, что в настоящем виде без крайнего для пристани безобразия оставлены быть не могут. Я полагал бы на место пришедших в негодность львов выписать из Италии другие мраморные, которые могут служить более приличным и прочным украшением пристани". Предложение Лазарева получило утверждение, необходимые деньги выделили из средств Южного округа Морской строительной части. В 1843 году мраморные скульптуры лежащих львов доставили из Каррары в Севастополь и установили на Графской пристани. В период обороны Севастополя 1854-1855 годов через Графскую пристань проходило снабжение всех бастионов боеприпасами и продовольствием. Львом Николаевичем Толстым в "Севастопольских рассказах" описана пристань в декабре 1854 года: "На набережной шумно шевелятся толпы серых солдат, черных матросов и пестрых женщин. Бабы продают булки, русские мужики с самоварами кричат: сбитень горячий и тут же на первых ступенях валяются заржавевшие ядра, бомбы, картечи и чугунные пушки разных калибров". В ночь на 26 августа 1855 года вражеская ракета подожгла баржу с порохом, стоявшую у Графской пристани что вызвало взрыв и значительные разрушения. Графская пристань сильно пострадала от взрыва. После окончания Крымской войны пристань долго не восстанавливалась. В документе, датированном 1871 годом, сообщалось: "Графская пристань с портиком окончательно разрушится, если не будет своевременно поддержана". Графская пристань была полностью восстановлена только к пятидесятилетию обороны Севастополя 1905 года. Реставрированная впоследствии пристань стала излюбленным местом прогулок жителей города. Екатерининская пристань и два караульных домика состояли в ведении Морского ведомства. У пристани находилась лимонадная будка купчихи Евтеевой. На площади, рядом с пристанью, была стоянка извозчиков. В советское время, в 1925 году Графскую (Екатерининскую) пристань переименовали в пристань III Интернационала. Это название также не прижилось у горожан как и первое, пристань по прежнему называли Графской. Во время Великой Отечественной войны недалеко от Графской пристани погиб крейсер "Червона Україна". 31 октября 1941 года крейсер встал на свою огневую артиллерийскую позицию в районе Графской пристани. В течение двенадцати дней корабль вел огонь по противнику. 11 ноября орудия крейсера подавили три батареи противника, уничтожили 3 роты немецких солдат, разбили 18 бронетранспортеров и автомашин с войсками. 12 ноября во время очередной бомбардировки немецкие самолеты атаковали крейсер. В судно попало шесть бомб, оно приняло около четырех тысяч тонн забортной воды. Почти сутки личный состав боролся за живучесть корабля. Несмотря на героические усилия экипажа, крейсер затонул. Помнит пристань и радостные дни освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков мемориальная доска сообщает об освобождении города "9 мая 1944 года над Графской пристанью штурмующим отрядом моряков-черноморцев был водружён военно-морской флаг в знак освобождения Севастополя от фашистских захватчиков". Пострадавшая во время войны, Графская пристань была отремонтирована в послевоенные годы. В 1968-1969 годах, по проекту архитектора В.М.Артюхова и инженера А.И.Михайленко, выполнили капитальный ремонт лестницы. В 1987-1988 годах реставрировали колоннаду Графской пристани. Проект и технологию разработал институт "Укрпроектреставрация". Реставрационные работы выполнили специалисты Крымской межобластной специальной научно-реставрационной производственной мастерской Госстроя УССР. Реставрацию пилонов и очистку мраморных скульптур произвела бригада известного на Украине реставратора Е.И.Бартана. Симферопольская бригада лепщиков В.Т.Уланова выполнила отделочные работы по воссозданию карнизов и колонн. В начале 2007 года председатель Севастопольской городской госадминистрации Сергей Куницын вышел с инициативой на Президента и Кабинет Министров Украины отметить 225-летие Севастополя на государственном уровне. Инициатива руководителя исполнительной власти Севастополя была в Киеве поддержана. Премьер-министр Украины Виктор Янукович 8 мая 2007 года подписал распоряжение Кабинета министров Украины № 257-р "О подготовке и праздновании 225-летия основания города-героя Севастополя". Согласно распоряжению был создан Организационный комитет, а также утвержден ориентировочный план мероприятий. Было открыто государственное финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением праздника в размере 100 млн. гривен. Одним из объектов реконструкции стала Графская Пристань, которая нуждалась в капитальном ремонте. В частности, деревянный настил пристани и подводный металлический каркас прогнили, нуждались в замене. В результате восстановительных работ на Графской пристани полностью заменен настил твердыми породами дерева, отремонтирована поддерживающая его подводная часть, вычищены и покрашены пропилеи и т. д. Гранитные ступени выдержали испытание временем: они оказались в достаточно хорошем состоянии, чтобы после очистки и реставрации вернуться на прежнее место. В комплекс работ, выполненных по приведению в порядок Графской пристани, вошла также побелка и озеленение прилегающей территории, установка подсветки. Графской пристани Севастополя помогли возродиться специалисты "Укрспецстроя". На Графской пристани установлено несколько мемориальных табличек. Если спуститься по ступеням Графской пристани и пройти вправо, можно увидеть памятную доску из красного полированного гранита, на которой написано: "Здесь, ведя бой с противником, 12 ноября 1941 года погиб крейсер "Червона Україна" (установлена в 1965 году). С Графской пристанью связаны многие знаменательные события в истории Севастополя. Доска из белого мрамора, установленные на пилонах колоннады одна из них напоминает о том, что 22 ноября 1853 года на Графской пристани произошла торжественная встреча Севастопольцев с вице-адмиралом Павлом Степановичем Нахимовым после Синопской победы. Надпись на второй говорит о том, что с этой пристани 27 ноября 1905 года лейтенант Петр Петрович Шмидт отбыл на крейсер "Очаков", чтобы принять командование восставшими кораблями флота. В мае 1917 года именно сюда, на Графскую пристань, были доставлены останки руководителей восстания на крейсере "Очаков" - Петр Петрович Шмидта, Никита Григорьевич Антоненко, А.И.Гладкова, Сергей Петрович Частника, расстрелянных в 1906 году на острове Березань. 8 мая 1917 года крейсер "Принцесса Мария" с останками революционеров подошел к Графской пристани. При входе крейсера в бухту с кораблей флота был произведен салют, а на берегу и у пристани собрались тысячные толпы народа, военно-морские части и организации со знаменами. На Графской пристани была отслужена панихида. Шествие от пристани по Нахимовскому проспекту и Б.Морской двинулось к Покровскому собору, в склепы которого были помещены останки революционеров. Свидетелем трагических событий стала Графская пристань и в ноябре 1920 года. 7 ноября 1920 года войска Южного фронта под командованием Михаил Васильевич Фрунзе прорвали укрепленные позиции белых у Перекопа, и повели наступление на Севастополь. Главнокомандующий Вооруженными силами юга России генерал-лейтенант Пётр Николаевич Врангель отдал приказ об эвакуации. Всего из Крыма вместе с беженцами эвакуировалось до 150 тысяч человек, в том числе около 70 тысяч солдат и офицеров. Этим событиям посвящена установленная в ноябре 1995 года на подпорной стене Графской пристани мемориальная доска с надписью: "В память о соотечественниках, вынужденных покинуть родину в ноябре 1920 года". Графская пристань и сегодня является главной пристанью города, народным причалом военного порта. С нее начинается военно-морской парад кораблей Черноморского флота в День Военно-Морского флота. На ее ступени поднимаются почетные гости города. В праздничные майские дни, в дни годовщины Победы и освобождения Севастополя на Графской пристани по традиции собираются ветераны Великой Отечественной войны. Сюда приходят туристы и жители города, чтобы полюбоваться живописным видом Севастопольской бухты.
Условия использования материалов сайта tavriy.ru . Если Вам понравился сайт tavriy.ru, разместите, пожалуйста, на своем сайте или блоге нашу кнопку. Получить код кнопки.
|