СЕВАСТОПОЛЬ. ПАМЯТИК ЗАТОПЛЕННЫМ КОРАБЛЯМ

Севастополь. Памятник затопленным кораблям
Все о Крыме Фото Крыма О Севастополе << назад вперед >>

Фото "Севастополь. Памятник затопленным кораблям" снято летом, на фото Севастополь. Памятник затопленным кораблям. Памятник затопленным кораблям в Севастополе воздвигнут в память о кораблях, принесенных в жертву, чтобы прикрыть Севастопольский рейд от англо-франко-турецких атак с моря. В десяти метрах от набережной Приморского бульвара, на искусственном квадратном островке размером 9,2 на 9,2 метра, сложенном из грубо обработанных гранитных глыб. Стоит шести гарный предстал из которого возвышается стройная колонна из светлого диорита, с коринфской капителью . Её венчает бронзовый двуглавый орёл, раскинувший крылья на 267 сантиметров. Склонив головы, он держит в клювах лавровый венок славы и якорь. Надпись на пьедестале гласит: "В память кораблей, затопленных в 1854 - 1855 году для заграждения входа в рейд". Общая высота памятника - 1666 сантиметров. Ниже, на утёсе закреплена бронзовая мачта парусного корабля. На против памятника, на стене набережной Приморского бульвара, укреплены якоря с затопленных кораблей. Памятник затопленным кораблям сооружен в 1905 году. в связи с 50-летием первой героической обороны Севастополя, памятник посвящен одному из скорбных и героических эпизодов этой эпопеи. Поздней ночью 11 сентября 1854 года поперёк фарватера, между Константиновской и Александровской батареями, затопили семь устаревших кораблей: фрегаты "Сизополь", "Флора", корабли "Уриил", "Три Святителя", "Силистрия", "Селафаил", "Варна". В приказе В.А. Корнилова по флоту от 11 сентября 1854 года Говорится "Грустно уничтожить свой труд, много было употреблено нами усилий, чтобы держать корабли, обреченные жертве, в завидном свету порядке, но надобно покориться необходимости. Москва горела, а Русь от этого не погибла".05 ноября 1854 г. корабль "Гавриил" был затоплен у входа на Севастопольский рейд, на том же месте, что и корабль "Силистрия", затопленный 11 сентября но разбитый штормами. А 14 декабря 1854 года был затоплен на рейде корвет "Пилад". Позже в феврале 1855 года, от Михайловского форта на Северной стороне до Николаевской батареи - на Южной появилась вторая линяя мачт, выступающих из воды: моряки затопили еще шесть судов, линейные корабли "Двенадцать апостолов", "Святослав", "Ростислав", фрегаты "Кагул", "Мидия" и "Месемврия". Ну а когда 27 августа 1855 года защитники оставили Южную сторону и по специально наведенному понтонному мосту перешли через бухту на Северную сторону, на севастопольском рейде были затоплены остальные корабли Черноморского флота. Команды затопленных кораблей, сойдя на берег, пополнили ряды защитников севастопольских бастионов. Высокая флотская дисциплина, воинское военное мастерство, отвага и мужество матросов, служили примером для всех участников обороны. Исключительная известность монумента побудила исследователей выяснить имя его автора. В 1949 г. искусствовед В. Ермонская обнаружила в Центральном государственном историческом архиве Ленинграда список произведений скульптора Аманда Ивановича (Амандус-Генрих) Адамсона (1855-1929), составленный им самим в связи с предстоящим избранием в действительные члены Академии художеств! В этом списке числился и памятник Затопленным кораблям. Свое открытие В. Ермонская опубликовала в 1958 г. и с тех пор во всех путеводителях создателем памятника называется А. И. Адамсон. Это не вызывает сомнения, вопрос в том, был ли он единственным автором? Нужно сказать, что А. И. Адамсон известен как автор статуэток и нескольких памятников, тоже небольших по размерам. Он - скульптор, а в проектировании памятника такой величины обычно участвуют еще архитектор и инженер. В архиве Музея Черноморского флота хранятся два проекта памятника Затопленным кораблям, разработанные около 1901 г. Авторы одного из них - городской архитектор Севастополя А. М. Вейзен, инженеры - Ф. Н. Еранцев и Г. Н. Долин, другого - военный инженер О. И. Энберг. Проект А. М. Вейзена далек от нынешнего памятника - это четырехгранный обелиск, стоящий на суше, на существующем и сейчас полукруглом "пятачке" над морем. Зато проект О. И. Энберга заслуживает более внимательного изучения. Это мраморная, квадратная колонна, выходящая прямо из моря, на вершине ее орел с лавровым венком в клюве. Здесь интересны два момента - морское расположение памятника и фигура орла, идентичная существующей. Дочь О. И. Энберга Рогнеда Вундер передала Музею героической обороны и освобождения Севастополя фотографию иного проекта того же монумента. На ней надпись: "Акварель Фельдмана, 23 мая 1903 г." На проекте изображен памятник почти в современном виде, только с трех сторон его окружает набережная, а на берегу предполагалось поставить большой павильон в классическом стиле с двумя статуями в нишах. Следовательно, В. А. Фельдман, известный архитектор и художник, развивая идеи О. И. Энберга, заменил квадратную колонну круглой и поставил ее на искусственную скалу, эффектно вырастающую из моря. В. А. Фельдман и О. И. Энберг - соавторы и другого известного сооружения Севастополя - здания Панорамы. Вероятно, проекты А. М. Вензена и Фельдмана - Энберга были представлены Комитету по восстановлению памятников Севастопольской обороны. И тот выбрал второй, оговорив некоторые изменения. Их выполнил архитектор Е. И. Грушевский, после чего проект был "высочайше" утвержден и возвращен в Севастополь для исполнения. Судя по тому, что А. И. Адамсон упомянул памятник в списке своих работ, он выполнил здесь все скульптурные Детали. Следовательно, авторами памятника Затопленным кораблям можно считать Эстонского скульптора и живописеца, академика (Аманд Ивановича) (Генриховича) Амандуса-Генриха Адамсона 1855-1929, архитектора Валентина Августовича Фельдмана и инженер - полковника Фридрих-Оскар (Ивановича) Энберга (1859-1937). Также похоже что в этом проекте участвовал архитектор города Севастополя (того времени) Александр Михайлович Вейзен. Согласно документу из канцелярии Великого князя Александра Михайловича, подписанному 3 августа 1905 года: "Памятник Затопленным кораблям впредь именовать - Местом заграждения Севастопольского фарватера".Из это следует, что нынешнее название было народным, но попытки официально переименовать памятник ни к чему не привели, как и в случае с Графской пристанью. Существует легенда, что его крылья изображают профили адмирала Нахимова и императора Николая І. Что ж, при некотором воображении можно со стороны моря увидеть и профиль адмирала в фуражке, и царя в кавалергардском шлеме. Немного фантазии - и легенда становится исторической былью. Памятник затопленным кораблям смог пережить землетрясение, которое было в 1927 году, взрыв неконтактной мины, которая разорвалась совсем близко 22 июня 1941 года. Правда, было потеряно одно крыло у орла, а также утеряны части капители и гранитные блоки. В 1951 году была выполнена реставрация монумента Киевскими научно-реставрационными мастерскими. Работы по восстановлению проводились с 1955 по 1959 годы, а также в 1989 году. Частично смогли укрепить подводную часть памятника и заделать каверны. Однако агрессивная морская среда неумолима к памятнику, который стал символом города Севастополь и его гербом. Пропала и бронзовая мачта, которую смыло морем, также смыты несколько гранитных блоков скалы. В защите нуждается подводная часть памятника. И в 2001 году был разработан новый проект по реконструкции памятника. Автором проекта реконструкции стал заслуженный архитектор Украины - Шеффер А.Л. Проект осуществили в 2003 году.

Условия использования материалов сайта tavriy.ru . Если Вам понравился сайт tavriy.ru, разместите, пожалуйста, на своем сайте или блоге нашу кнопку. Получить код кнопки.

Главная страница Каталог туристических сайтов Написать письмо реклама на сайте