Фото "Севастополь. Бухта Голландия. Памятник размагничивания кораблей" снято летом, на фото Севастополь. Бухта Голландия. Памятник размагничивания кораблей. Севастопольская бухта Голландия находится на северном берегу Севастопольской бухты. Свое странное на первый взгляд название получила в дни основания Севастополя. В одной из балок Северной стороны шло строительство складов для лесоматериалов. Склады нужны были для строительства и ремонта кораблей. В строительстве принимали участие матросы - кронштадцы. (Подобный же склады в свое время был построен при строительстве Петербурга и назывались они - Голландией потому, что строителями были голландцы приглашоные на работу Петром первым). Моряки уже никакого отношения к голландцам не имеющие, участвовали в строительстве севастопольских складов, но назвали склады по аналогии в Петербурге - Голландией. Название прижилось, по существующему названию складов назвали балку, а примыкающую к ней бухту - Голландией. Позже Голландия становится популярным местом для загородных прогулок, здесь появляются дачи. На одном из косогоров бухты Голландия в конце 18, начале 19 веков был разбит прекрасный сад и построена дача "Голландия". Принадлежала она Морскому ведомству и служила летней резиденцией Командующего Черноморским флотом. В Голландии, на этой даче 28 июня 1906 года, был убит командующий Черноморского флота России адмирал Григорий Павлович Чухнин. Его застрелил за подавление Севастопольского восстания 1905 года, (восставшего революционного крейсера "Очаков") по приговору партии Эсеров матрос Я. С. Акимов, помощник садовника дачи "Голландия", скрывшийся после убийства. В статье Михаила Лезинского говорится, что под псевдонимом матроса Акимова, скрывался человек, известный впоследствии советский писатель на морские темы Николай Никандров (Шевцов) (1878-1964). По распоряжению Николая II адмирала Г.П.Чухнина похоронили в склепе Владимирского собора рядом с адмиралами М.П.Лазаревым, В.А.Корниловым, В.И.Истоминым, П.С.Нахимовым. На восточном склоне балки Голландия в 1911 году началось строительство корпусов Севастопольского морского кадетского корпуса, которые были закончены только в 1960 году, как комплекс зданий высшего военно-морского инженерного училища. Высочайшее положение об открытии Севастопольского морского кадетского корпуса было утверждено 26 октября 1915 года, но его открытие состоялось только в следующем году. В состав корпуса вошли общие классы, выделенные из Петроградского Морского училища. По изначальному замыслу, корпус должен был "…доставлять малолетним, предназначенным к военно-морской службе в офицерском звании и, преимущественно сыновьям офицеров флота и морского ведомства, общее образование и соответствующее их предназначению воспитание". Предполагалось, что корпус будет состоять их четырех классов, каждый с годовым сроком обучения. К сожалению, он не успел произвести ни одного выпуска, так как был упразднен 22 июля 1917 года постановлением Адмиралтейств - Совета. Корпус вновь открылся в октябре 1919 года, в ноябре следующего года ему пришлось эвакуироваться вместе с черноморским флотом и продолжить свою деятельность в Бизерте (Тунис). Летом 1912 года в Севастополе был сформирован авиаотряд, положивший начало практическому применению авиации в отечественном Военно-морском флоте. Авиаотряд активно включился в боевую подготовку Черноморского флота. Экипажи гидросамолетов учились вести разведку, обнаруживать мины заграждения, производить поиск подводных лодок, наводить силы флота на цель и наносить бомбовые удары по кораблям. К началу Первой мировой войны в отряде было восемь гидросамолетов (к концу 1914 года их количество увеличилось до двенадцати) базировались на Килен - бухте в Севастополе. В то же время началось создание береговой станции для приема гидросамолетов в бухте Голландия. На основании телеграммы "Главоздухфлота" 14 декабря 1921 года школа в марте следующего года перебазировалась из Самары в Севастополь в бухту Омега, что позволяло использовать открытую воду круглый год. С этого мамонта возобновилась славная история Севастопольской авиации. Постановлением Совета Народных Комиссаров от 8 апреля 1921 года был создан Воздушный флот Черного и Азовского морей. Первым начальником стал морской летчик Михаил Михайлович Сергеев. Этим же постановлением создавалось инфраструктура и сеть аэродромов на юге Украины и в Крыму со штабом в Севастополе. С 31 мая 1923 года школа морских летчиков переименована в Высшую школу красных летчиков.
26 мая 1924 года школу перебазировали в Килен-бухту а феврале 1925 года школу перебазировали из Килен - бухты в бухту Голландия. Новыми хозяевами военного городка "Голландия" стали морские летчики из состава расформированной в конце 1920 года воздушной бригады Волжско-Каспийской флотилии, переведенные сюда. На берегу бухты был построен наземный аэродром для гидросамолетов - гидродром где эскадрилья будет дислоцироваться до 1952 года. На основании архивных документов известно о восстановлении основных сооружений бывшего Морского кадетского корпуса. В 20-х годах был утвержден титул (ассигнования) инженерной части Севастопольского военного порта. Несколько пунктов этого документа касались частичной достройки зданий бывшего Морского Морского кадетского корпуса для нужд создаваемой авиации флота. Имелось в виду перекрытие конструктивно соединенных между собой зданий, перестройка церковного придела в клубное помещение. Кроме того, на побережье бухты Голландия предусматривалось строительство пристани для швартовки судов, береговой авиа-площадки со спуска - подъемным устройством, ангаров для укрытия летательных аппаратов, мастерских и складов. Севастопольский период школы (1922 - 1931гг.) стал временем ее формирования и становления. В этот период школу окончили видные летчики, ставшие впоследствии генералами: Евгений Николаевич Преображенский (удостоен звания Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"), В.Конарев., Александр Иванович Покрышкин (Трижды Герой Советского Союза), Полина Денисовна Осипенко (в девичестве Полина Денисовна Дудник Герой Советского Союза), Василий Иосифович
Сталин. Первые Герои Советского Союза морские летчики Иван Васильевич Доронин, Сигизмунд Александрович Леваневский, Анатолий Васильевич Ляпидевский (полярный лётчик, первый Герой Советского Союза) и Василий Сергеевич Молоков окончили Севастопольскую школу морских летчиков в севастопольской Голландии. Мало того, Сигизмунд Александрович Леваневский и Иван Васильевич Доронин потом служили в ней инструкторами, а Василий Сергеевич Молоков даже был командиром учебного отряда. В 1931 году авиаторов перевели в Ейск, и поэтому, в истории Ейского высшего военно-авиационного училища летчиков есть страница, связанная с севастопольской Голландией. В 1952 году эскадрилью переформировали и перевели в город Поти. В августе 1951 года Советское правительство приняло решение о создании еще одного высшего военно-морского инженерного училища. На основании этого решения 15 декабря 1951 года Военно-морской Министр СССР издал приказ о строительстве и формировании в г. Севастополе в бухте Голландия на базе недостроенного и частично разрушенного в годы Великой Отечественной войны здания Морского Кадетского Корпуса Третьего Высшего Военно - Морского Инженерного Училища. Севастопольское ВВМИУ было современным передовым высшим учебным заведением с сильным профессорско-преподавательским составом, укомплектованность которого учеными составляла 46% и превышала среднестатистические показатели по ВВМУЗам. Высокий образовательный уровень, получаемый выпускниками Севастопольского ВВМИУ, а также хорошие перспективы их дальнейшей службы на флоте способствовали тому, что училище пользовалось заслуженной популярностью у молодежи. Конкурс при поступлении в училище всегда составлял 3-4 человека на место. 28 июня 1992 года в Севастопольском ВВМИУ прошел 39-й выпуск молодых офицеров флота. Этот выпуск оказался последним в славной истории Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища, готовившего высококвалифицированных специалистов для современного атомного флота страны и по сути в этот момент прекратившее свое существование. В 1996 году это училище было преобразовано в Севастопольский институт ядерной энергии и промышленности. Позднее переименованный в Севастопольский национальный университет ядерной энергии и промышленности(СНУЯЭИП). В Голландии расположен действующий исследовательский атомный реактор "ИР-100", ранее принадлежавший Севастопольскому высшему военно-морскому инженерному училищу. Чтобы не растерять высококвалифицированные кадры педагогов - ядерщиков, профессорско-преподавательский состав стал добиваться создания в институте соответствующего специализированного факультета. 2 августа 1996 года создан Севастопольский Институт Ядерной Энергии и Промышленности. В районе Голландии есть около 80 подземных казематов, в которых хранятся боеприпасы. В 1941-1942 годах там был построен подземный госпиталь. Когда Германская авиация сбрасывала на Севастопольскую бухту новейшие магнитные мины, срабатывавшие на магнитное поле стальных корабельных корпусов. В маленьком домике на берегу бухты Голландия Александрову и Курчатову удалось в уникально короткие сроки разработать систему размагничивания кораблей. Им также помигал М.М.Тучкевич, они создали метод противоминной защиты, благодаря чему за время войны ни один корабль, снабженный соответствующей системой, не погиб от магнитных мин. В Голландии и сейчас существует станция размагничивания корпусов военных кораблей. На набережной Голландии установлен памятник основателям метода Игорю Васильевичу Курчатову и Анатолию Петровичу Александрову который вы видите на фото. Севастопольская бухта Голландия известна и первыми опытами в Росси по воздухоплаванью. На берегу Севастопольского порта лейтенант Михаил Николаевич Большев был известен своими опытами с воздушными шарами. А также лекциями в Морском собрании на эту тему. Также знали там и лейтенанта Николай Николаевича Шрейбера, с бескорыстием и самоотверженностью проводившего эксперименты по подъему наблюдателей на воздушных змеях. Контр-адмирал Андрей Андреевич Вирениус утвердил кандидатуру лейтенанта М.Н.Большева для проведения первых опытов на Черноморском флоте 31 марта 1901 года. Первые опыты с воздушным шаром начались летом 1901 года в бухте Голландия. В период становления и развития отечественного военного воздухоплавания парк был испытательным полигоном по применению воздушных шаров на боевых судах. Также он являлся центром подготовки квалифицированных воздухоплавателей России. 1 сентября 1901 года в Севастополе впервые оболочка шара наполнилась водородом. В первый привязной полет на высоту 170 метров ушли поручик фон Берхгольц, лейтенант М.Н.Большев и инженер-механик Ротманов. За выполнением всех пунктов программы полетов следила авторитетная комиссия. С 11 сентября с разрешения председателя комиссии приступили к опытам на броненосце "Георгий Победоносец". В море при ходе в 10 узлов выполнили три подъема: один газгольдерный и два с шаром - без наблюдателя. 12 сентября комиссия закончила опыты, что и засвидетельствовала актом о первых в истории флота воздушных опытах. К весне 1902 года флот получил свой первый воздушный шар и, несмотря на все преграды, выпускные полеты состоялись. Программа летних опытов 1902 года была выполнена морскими офицерами с блеском. Впервые на Черном море были получены фотоснимки Севастопольской бухты с высоты 325 метров, проведены привязочные подъемы в море с броненосца "Чесма", ночные подъемы с берега, выполнена эвакуация человека с борта броненосца на берег и обратно. Лейтенант М.Н. Большев и мичман Николай Александрович Гудим совершили полет на шаре "Кобчик" под Андреевским флагом с заданием испытать разрывное приспособление. Успехи первых морских воздухоплавателей способствовали увеличению ассигнований на дальнейшие опыты и обучение новых офицеров флота. К зиме 1903 года опытный парк в Севастополе в бухте Голландия получил помещения для имущества, мастерские и сарай для шара. В этом же году лейтенант В.Н.Большев назначается начальником Севастопольского воздухоплавательного парка. Такова неполная история Севастопольской Голандии.
Условия использования материалов сайта tavriy.ru . Если Вам понравился сайт tavriy.ru, разместите, пожалуйста, на своем сайте или блоге нашу кнопку. Получить код кнопки.
|