КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ. ГОРОД-КУРОРТ ТЕБЕРДА. ПОРТРЕТ ИСЛАМА ПАШАЕВИЧА (ХАСАНОВИЧА) КРЫМШАМХАЛОВА

Карачаево-Черкесия. Город - Курорт Теберда. Портрет Ислама Пашаевича (Хасановича) Крымшамхалова
Все о Кавказе Фото Кавказа О Теберде << назад вперед >>

Фото "Карачаево-Черкесия. Город - Курорт Теберда. Портрет Ислама Пашаевича (Хасановича) Крымшамхалова" снято в октябре, на снимке Карачаево-Черкесия. Город - Курорт Теберда. Портрет Ислама Пашаевича (Хасановича) Крымшамхалова.
Князь Ислам Пашаевич (Хасанович) Крымшамхалова родился 31 марта 1864 года в ауле Карт-Джурт (Старая Родина), где находился родовой квартал (тийре) Крымшамхаловых. В семье знатного рода влиятельных карачаевских князей его отец Хасан (домашние имя, тайное) (Паша общее для всех) Крымшамхалов, мать княжна Джюзек Урусбиева. Крымшамхаловы ведут свой род от шамхалов (князей) Дагестана, при Татаро-мангалах шамхалов в Дагестан как руководителей и радетелей исламской веры назначали из Сирийского Дамаска, для расширения подвластных земель и укрепления веры Пророка на этих землях с 1220 годов, также они считали себя потомками Пророка Мухаммеда. Прадед Ислама (в честь кого он и был назван) Ислам Ачахматович Крымшамхалов в 1826 году был валием (правителем, главным шамхалом) Карачая и управлял им присягнул турецкому султану на верность Турции в лице Анапского паши Хаджи-Хасан-Чечен-оглы. В битве при Хасаука в 1828 Карачаевцы не получили поддержки от турок, 3000 бойцов не могли противостоять Российской армии в лице генерала Георгия Эммануэля, Ислам Крымшамхалов предложил сложить оружие, был заключен мир и затем последовало вхождение в состав России без разорения карачаевских аулов. За Крымшамхаловым сохранили титул вали, карачаевцы не облагались налогом. Внук знаменитого деда имел двух родных сестёр Клычхан и Забитхан, так как мать Джюзек Урусбиева болела (скорей всего чахоткой), то её брат Исмаил Урусбиев по её настоянию забрал детей к себе в родовой аул в Баксанское ущелье, в восемь лет Ислам Крымшамхалова потерял мать. Через три месяца отец срочно женился на родной сестре покойной жены, и они забрали сестёр Клычхан и Забитхан домой в Карт-Джурт. Ислам же остался на воспитании в Баксане, дядя князь Исмаил Мырзакулович Урусбиев читал Коран и прекрасно знал по-арабски, хотя специального образования не получил и нигде не учился. Ислам Пашаевич вместе с сыновьями дяди Сафарали и Наурузом обучался арабскому письму, основам Корана, русскому языку, получив тем самым хорошее домашнее образование. В 1877 году Ислам поступает в Ставропольскую мужскую гимназию (в пансион для горцев при нём) где проучился около двух лет и должен был срочно покинуть его так как умер отец, и его тётя и мачеха в одном лице с его двумя родными сёстрами и двумя сводными малолетними братьями на руках, осталась одна, на правах старшего сына (15 лет) он должен был возглавить семью. В Карт-Джурте он прожил еще около года, после чего его мачеха вышла повторно замуж за родственника Аскербиа Крымшамхалова и он решил уехать в столицу на заработки. В 1880 году в царском конвое служил родственник князь Александр Урусбиев, который помог Исламу поступить в конвой Александра II, где он и прослужил два года. Военная служба мало прельщала его, и сразу после производства в офицеры (прапорщика), Ислам поспешил выйти в отставку, но благодаря родственнику он завёл много нужных знакомств среди военных и знати столицы. Вернувшись в Карт-Джурт Ислам Пашаевич какое-то время исполнял обязанности старшины родного аула, в 1891 году он работал на серебросвинцовом руднике «Эльбрус», служащим на Кубано-Худесском рудном участке в урочище Джалан-Кол, на Кубано-Худесском рудном участке в урочище Джалан-Кол, там же работал конторщиком и Коста Хетагуров знакомый с Исламом ещё по Ставропольской гимназии, где они вместе учились. Осенью в 1892 на руднике «Эльбрус» была прекращена работа и Ислам перебрался в Теберду, с молодой супругой Сафият Мырзакуловной Дудоврй, где ему было легче дышать из-за наследственного туберкулёза, здесь он прожил оставшиеся годы, занимаясь сдачей земли в наём, скотоводством, сыроварением, и сдачей дачи в наём, также служил лесничим (крупный государственный пост, заведовал лесами) и разъезжал по всему Карачаю. О судьбе Сафият после смерти мужа ничего неизвестно. В документально художественном романе Зинхары Биляловны Хабичевой-Боташевой «Озарение души 1985г» описываются противоречивость их отношений, упоминается драма, связанной со смертью их единственной дочери Мариям. Ислам Крымшамхалов умер в Ялте. Точная дата смерти неизвестна. Долгое время считалось, что это конец 1910 год. Однако недавно в Теберде был найден его надгробный памятник, где датой смерти указано 31 декабря 1911 года. Скорей всего это дата перезахоронения. Крымшамхалов стал основоположником карачаевской литературы, первым карачаевским поэтом и первым художником, известным на весь Северный Кавказ. Творчество Ислама и его просветительская деятельность послужили толчком для развития профессионального изобразительного искусства Карачаево-Черкесии. Персональная выставка картин И.П. Крымшамхалова состоялась уже после его смерти в 1911 году, жена художника Сафият, по карачаевскому обычаю, раздала все личные вещи мужа, в том числе и его картины. На выставку приходилось все собирать по крупинкам у друзей и товарищей, после первой мировой, революции, гражданки и второй мировой работы разошлись по рукам или утрачены. Некоторые его холсты сохранились в Кисловодске в музеи усадьбе Ярошенко, которому он подарил картины при жизни.

Условия использования материалов сайта tavriy.ru . Если Вам понравился сайт tavriy.ru, разместите, пожалуйста, на своем сайте или блоге нашу кнопку. Получить код кнопки.

Главная страница Каталог туристических сайтов Написать письмо реклама на сайте