Фото "Феодосия. Древний греческий храм Дмитрия Солунского" снято осенью 2012 года, на фото Феодосия. Древний греческий храм Дмитрия Солунского.
Начать стоит с того что Феодосийский древнегреческий храм Дмитрия Солунского в официальном государственном реестре ошибочно носит название храма Первомученика Архидьякона Стефана. Связано это возможно, с тем что со стороны моря в двадцати метрах стоит Армянский фонтан с Армянской надписью от 1491 года а также она обозначена как церковь святого Стефана на плане города Кафы в 1784 году возможно незадолго перед присоединении Крыма к России церковь стала Армянской и ее тогда переименовали в церковь Первомученика Архидьякона Стефана. Теперь памятник будет переименован в официальном государственном реестре. Историки предполагают, что это церковь была построена в середине XIV века. Архиепископ Гавриил в статье "Остатки христианских древностей в Крыму, в Феодосийском уезде 1854 года" упоминает ее под первым её названием "Церковь во имя Благовещения". Спустя пол века Архиепископ Гермоген это название подтверждает. Ученые-археологи Е.А. Айбабина и С.Г. Бочаров в статье "Греческие церкви средневековой Кафы" 2002 года считают, что это древнегреческий храм святого Дмитрия. Долгое время конфессионная принадлежность этой церкви была предметом споров и разногласий - армянская это церковь или древнегреческая. Известный Крымовед - писатель Д. Марков в статье "Древнегреческая церковь в Феодосийском карантине" аргументировано и последовательно доказывает, что этот храм древнегреческий. И указывает на основные признаки принадлежности. Архитектура простая, в византийском стиле. Здание церкви имеет четырехугольную форму. Алтарь с абсидой в восточной стене, которая выдается почти сразу, отступив по аршину от южной и северной сторон. Крыша церкви двускатная, а с приближением ее к алтарной абсиде отмечается ее сплющенность. Свод церкви стрельчатый, почти полукруглый. В армянских церквях свод представляют неправильные полукруги, приподнятые кверху. Размеры церкви характерны для греческих храмов, что подтверждает и И.П. Кеппен. Небольшая высота амвона также свидетельствует о ее принадлежности грекам. И наконец очень важное свидетельство, это настенная роспись - фрески. Все фресковые надписи под иконами и библейскими сюжетами выполнены на греческом языке. Видно, что художник писал иконы не на основе своих домыслов, а согласно церковному преданию, по "образу и подобию ..." и по лучшим древне византийским образцам. Лицам Иисуса Христа, Божьей Матери, пророка Аввакума и другим святым сообщаются важность, величие, строгость, спокойствие, кротость, смирение. Тела их тщательно покрываются одеждами. Так Спаситель изображается в христианском византийском искусстве и до настоящего времени - строгое выражение с крещатым нимбом, волосы гладкие, спускающиеся на плечи. Все эти характерные детали говорят, что церковь святого Стефана принадлежала грекам". В отношении датировки постройки церкви Д. Марков 1912 году приходит к выводу, что она построена не раньше XV столетия, так как она не упоминается законодательном кодексе 1449 года. Но самое важное внутри церкви Дмитрия Солунского это древние фрески — предположительно они ровесники самой церкви. Как считают ученые, расписывать храм мог легендарный Феофан Грек (1340-1404 годы), или кто-то из его учеников что не умаляет исторической и искусствоведческой ценности фресок. Есть сведения о монументальных работах Феофана Грека, которые он выполнял на родине в Константинополе и его окрестностях и по дороге в Россию в Кафе расписал три церкви, прежде чем попасть в Россию, он жил и работал в Кафе идут они от Епифания Премудрого (друга Феофана Грека). Он же, в свою очередь, несомненно получил их от самого Феофана. В письме художника К.Ф. Богаевского к своему другу К.В. Кондаурову в 1927 году говорится: "В большой церкви на Карантине у нас открыли небольшой фрагмент фресок, судя по этим остаткам, роспись была великолепна". К сожалению в церкви Дмитрия Солунского не сохранились ранее описываемые фрески с ликом Пресвятой Богородицы и апостолов, пророков Ионы, Аввакума, царя Давида, левая часть Евхаристии. Но и то что осталось потрясает это в алтарной апсиде сохранившееся левая часть фрески «Евхаристия», где шесть апостолов подходят к Христу для Причастия. В центре апсиды — Деисус (греч. — моление). К Христу Вседержителю сидящему на престоле, склонились Богородица и Иоанн Предтече. На западной стене изображён Страшный Суд. Хорошо видны фигуры трех грешников, нисходящих в ад. Под ними, опоясывая все пространство от входных дверей до стены — изображение древнего змея, в пасти которого сидит Князь Тьмы, держащий на руках предателя Иуду. Фрески снабжены надписями на греческом языке. В первые годы социализма храм был открыт и никем не охранялся, древние фрески постоянно сдирались вандалами алтарная часть была полностью исписана фразами, которые употребляют наши люди чаще, чем молитвы. То что до наших времён ещё что-то сохранилось – это настоящее чудо. К сожалению, значительная часть этих фресок на сегодняшний день находится в крайне неудовлетворительном состоянии и нуждается в срочном вмешательстве реставраторов. В 1968 году реставрацию фресок в храме производила бригада киевских специалистов под руководством В.И. Бабюка ныне покойного, однако спустя десятилетия в здании появились трещины. Местами наблюдается намокание, отслоение штукатурок, их надо дополнительно укреплять. В перечне планируемых работ — удаление реставрационного цемента, создание дренажа. Все это позволит привести памятник в надлежащее эксплуатационное состояние. После официального получения разрешения на проведение работ реставраторы могут завершить работу за два сезона, зимой работы проводиться не будут. Так считает Юрий Александрович Коренюк, один из лучших украинских специалистов по фресковой росписи работая в Феодосии также отметил, что полтора метра бесценных фресок XIV века уже безвозвратно утрачены. Чтобы сохранить памятник, необходима консервация, которую должны выполнить профессиональные реставраторы. К сожалению, в Украине сейчас их не очень много, – отметил ученый. – Но в Киеве и Львове есть реставраторы, которые занимаются монументальной живописью. Кто-то из них может заняться и работой в феодосийском храме. Также он уверен, что весь Старый город, включая храмы, археологические объекты и оборонные стены разного периода, должен стать объектом охраны ЮНЕСКО. Эксперт подсчитал на полное восстановление средневекового храма и его фресок понадобится не менее 12 миллионов долларов. Найдутся ли такие средства в украинском бюджете или же придется искать спонсора? Для ученого этот вопрос остается открытым.
Условия использования материалов сайта tavriy.ru . Если Вам понравился сайт tavriy.ru, разместите, пожалуйста, на своем сайте или блоге нашу кнопку. Получить код кнопки.
|