Фото "Феодосия. Гавань старого карантина" снято осенью, на фото Феодосия. Гавань старого карантина.
Гавань старого карантина и сам карантин устроили в конце XVIII - начале XIX века в опустевшей южной части старого города Кефе (так турки называли Каффу, Кафу), это был главный карантин России на Чёрном море, так как Севастопольский и Таганрогский порты были военными. В целом же, необходимость создания карантинной станции было обусловлено тем, что в Феодосию приходило большое количество судов из разных стран. Здесь выдерживали карантинный срок все сомнительные в эпидемическом отношении суда, направляющиеся в порты Черного и Азовского морей. Периметр Карантина в 1804 год был замкнут новой стеной от башни Криско до западного холма старого города где скйчас восемнадцатая погранзастава, с воротами и арочными проемами для протока воды в балку бывшего рва. Также Феодосийский карантин под ограду приспособил участки стен средневековой городской крепости Айоц Берд и часть цитадели. На стыке стен в юго-восточном секторе - остатки угловой башни и укрепления эскарпа также вошли в карантин. В карантин вошли армянская крепость – слободка «Айоц Берд» (после захвата и укрепления Османами в 1473 году стала называться Нарын-хисар) также слобода татарская. Это большой район города весь с частью цитадели всеми четырьмя средневековыми храмами XIV - XV веков святых Иоанна Богослова, Иоанна Предтечи (теперь православная церковь Иконы Иверской Богоматери), Георгия и Дмитрия (известна также как церковь св. Стефана) стал носить одноименное название «Карантин». Только в 1911 году через феодосийский карантин прошло около 10 тысяч паломников, возвращающихся из Мекки и Медины. При Карантине находилась Пастеровская станция, обслуживающая всю губернию. Таким был Карантин XIX века, который встречал всех Доковой башней. Благодаря археологическим раскопкам на территории бывшего карантина обнаружены следы еще нескольких старинных церквей все они с четырьмя указанными входили в монастырь честного Петра. До этого здесь находили большие городские цистерны, несколько караван-сараев, публичные дома и таверны, скотопрогонные дворы, склады сена, древесного угля и дров, обложенные городским налогом. Все эти торговые склады и жилые дома, для ограждения их от пожаров и грабежей, находились под наблюдением отдельных отрядов городской полиции. В древней Кафе здесь находилось кораблестроительное дело, о чем свидетельствует устав 1449 года, где присутствуют специальные требования к правилам постройки судов. Определенное указание на возможное место нахождения подобных судостроительных подразделений содержится в самом названии уже описанной нами башни восточного фланга наружного кольца приморских укреплений - Доковой. Помимо нее, в генуэзских документах упоминается и другой объект, имеющий связь с той же сферой деятельности Кафы, - Ворота дока. Вероятно, именно эти ворота изображены на одной из гравюр начала XIX в. в виде широкого арочного проема в куртине морского фасада внешней крепости, примыкавшей на линии уреза к башне Джустиниани - угловому оборонительному сооружению цитадели. Археологическими исследованиями Е. Айбабиной начала 1990-х гг. установлено, что данный проем открывал вход в рукотворный канал с облицованными камнем бортами, который подходил по своим параметрам для спуска на воду кораблей, сопоставимых по классу со средней галерой. В боковых пилонах ворот имелись стрелковые позиции со щелевидными бойницами, обращенными как к морскому фронту, так и внутрь канала. С целью обустройства канала строители дока сняли часть склона Карантинного холма и отсыпали полученную массу грунта в море по сторонам намеченного по его глади водного русла. В результате здесь образовалась обширная площадка, представлявшая собой отчасти ровное дно искусственного котлована и частично отвоеванная у моря. Она была обведена по периметру каменной оградой, один из участков которой сохраняется до сих пор на ее стыке со стенами цитадели возле остатков основания Безымянной башни, а другой - как уступчатая подпорная стена склона холма. Еще в канун своего настоящего расцвета Кафа представлялась современниками как большой город и известная гавань мира, в которой можно было увидеть сразу до 200 судов. К середине XIV ст. эти впечатления усиливались самим видом цитадели, занимавшей доминирующее положение на фоне всего урбанистического пейзажа. Период Великой отечественной войной на западном холме были построены казематы, часть которых видна и по сей день. Сами карантинные постройки были переданы рыбколхозу, разрослись лодочные гаражи и теперь уже редко кто вспоминает о прошлом. В настоящее время весь Карантин и Цитадель является историко-архитектурным заповедником «Генуэзская крепость Кафа».
Условия использования материалов сайта tavriy.ru . Если Вам понравился сайт tavriy.ru, разместите, пожалуйста, на своем сайте или блоге нашу кнопку. Получить код кнопки.
|