В конце V в. до н. э. выходцы из древнегреческих полисов (городов-государств) Гераклеи Понтийской на побережье Малой Азии (ныне - турецкий городок Эрегли) и Делоса основали на мысу у современной Карантинной бухты колониальное поселение, названное сначала тоже Гераклеей или Мегарикой, очевидно, в память о родине-Гераклее и праматери Гераклеи Понтийской - Мегариде. Эти названия, однако, за новым городом не укрепились, и всю свою длительную, почти двухтысячелетнюю жизнь он назывался Херсонесом (древнегреческое "мыс, полуостров"). Город располагался исключительно удачно: на кратчайшем расстоянии от побережий Малой Азии и Крыма, на пересечении морских путей между городами Южного, Западного и Северного Причерноморья. Бухта была вместительной и надежной гаванью. А перешеек в случае нужды облегчал оборону города со стороны суши. Каменистые и засушливые земли Гераклейского полуострова не отличались плодородием, но все же позволяли заниматься земледелием, прежде всего виноградарством. Удобное расположение на пересечении морских коммуникаций, обширная земледельческая территория, природные ресурсы для развития ремесел и промыслов - все это способствовало процветанию Херсонеса.
Прежде чем касаться архитектурного облика Херсонеса, уместно будет сказать, что общины граждан будущих колоний формировались еще в метрополиях. Переселенцы приезжали организованно, с заранее принятыми уложениями по устройству будущего города-государства и сформированными органами самоуправления. На месте колонисты прежде всего сооружали оборонительные стены, а затем уж строили дома, общественные здания, делили землю. Комиссии выборных лиц определяли границы города и сельскохозяйственной округи, распределяли участки для постройки жилищ в черте города и наделы земли за его пределами, устанавливали их размеры.
Херсонес Таврический строился по системе, разработку которой издревле приписывали архитектору V в. до н. э. Гипподаму. На практике эта система сложилась еще до Гипподама, в процессе основания греческих колоний в Средиземноморье. Характернейшей чертой гипподамовой планировки было ритмичное расположение продольных и поперечных улиц. Сетка улиц делила город на небольшие кварталы. Направление проездов диктовалось рельефом, господствующими ветрами и другими факторами.
Главная улица Херсонеса вела по гребню мыса с юго-запада на северо-восток, от главных ворот до крепостной стены на обрывистой стрелке мыса. Ее ширина, как и ширина всех продольных улиц, около 6,5 м. Поперечные улицы уже - 4,5 м. В прямоугольных кварталах вплотную друг к другу стояли три-четыре дома, обращенные к улицам глухими стенами и высокими оградами. (Как видно, частную жизнь древние греки тщательно скрывали от постороннего глаза). Иногда весь квартал занимали одно-два здания - усадьбы богачей или общественные постройки.
Остатки такого здания, занимавшего в III-II вв. до н. э. весь II квартал, вы можете увидеть слева от главной улицы в северо-восточном районе Херсонеса. Узкий коридор ведет с улицы во внутренний двор. В центре его жертвенник, стороны двора были обрамлены каменными крытыми галереями. Стены здания сложены насухо из больших тщательно подогнанных, прекрасно обтесанных плит. Монументальность здания, его величина позволяют предположить, что оно имело общественный характер.
Подобное сооружение было открыто в начале XX в. и в центральной части Херсонеса. В одном из помещений во время раскопок найдены остатки плавильного горна, отходы бронзолитейного производства и 43 заготовки для монет. Видимо, это был монетный двор IV-III вв. до н. э. Все его помещения расположены по сторонам двора, обрамленного колоннадой из 26 колонн. Как и в доме во II квартале, стены монетного двора были сложены насухо из крупных тщательно отесанных плит.
Обычные городские дома первых столетий существования Херсонеса хорошо изучены в северном районе городища археологической экспедицией под руководством Г. Д. Белова. Планировка этих домов напоминает планировку больших зданий, о которых уже говорилось. Помещения тоже группируются по сторонам двора. Но городские усадьбы херсонесских граждан невелики, площадь их вместе с площадью дворов колеблется в пределах 160-200 кв. м. Входы всех 5- 7 помещений обращены обычно во двор. Войти с улицы на территорию усадьбы можно было, как правило, через единственную неширокую калитку. Две-три жилые комнаты площадью 9-11 кв. м каждая, кухня с открытым очагом, столовая-трапезная, кладовая и одно-два производственных помещения - вот стандартный "комплект" усадьбы свободного херсонесского ремесленника, рыбака, мелкого торговца.
Вся общественная жизнь горожан протекала на площадях, вписанных в прямоугольную сетку улиц. Здесь поклонялись божествам, шумно торговались на рынках. На центральной площади - агоре - решало все важнейшие вопросы народное собрание. Здесь отмечали граждане общественные празднества, сюда стекались участники и зрители религиозных церемоний. Поблизости находился акрополь (кремль). В районе акрополя и агоры строились самые важные общественные постройки и храмы. Здесь устанавливались декреты и постановления Совета и Народа, принятые на народных собраниях, статуи божеств и видных граждан. Все эти здания и произведения монументального искусства были стерты с лица земли многочисленными перестройками и реконструкциями, особенно в раннее средневековье, когда победившее христианство искореняло остатки язычества.
Город окружали оборонительные стены с башнями, поставленными приблизительно через каждые 50 м. Через несколько ворот дороги выводили к ремесленным предместьям, пригородным поселкам, к земельным наделам и сельским усадьбам земледельческой округи Херсонеса.
В юго-восточной части Херсонеса хорошо сохранился участок стен с башнями и ворота конца IV - начала III в. до н. э. Ширина ворот 3,8 м. Два массивных столба, поставленных перпендикулярно крепостной стене со стороны города, образуют закрытый коридор, длина которого 8,4 м. Вход в город преграждала падающая металлическая решетка - катаракта и массивные двухстворчатые ворота. Створки ворот запирал деревянный брус. С фланга подступы к ним прикрывала круглая башня. Этим воротам предшествовали другие. Конструктивно они напоминали более поздние, но были менее совершенны с точки зрения обороны. Башни, видимо, еще не существовало. Эти ворота и участок древней стены были впоследствии разобраны, так как город расширялся, менялась линия обороны. К ранней оборонительной стене пристроили большое общественное здание (предположительно караульня), часть его раскопана. После реконструкции системы обороны на этом участке здание оказалось под углом к вновь построенной стене и новым воротам. В начале нашей эры ворота заложили, а въезд в портовую часть города перенесли западнее.
Система планировки, характерная для Херсонеса Таврического, присуща и так называемому Страбонову Херсонесу. Страбонов Херсонес возник на перешейке Маячного полуострова (мыс Херсонес, или Фанар), между Казачьей и Голубой бухтами. Две линии стен на расстоянии двухсот метров одна от другой с квадратными башнями ограждали городок и закрывали подступы к земельным угодьям его жителей на Маячном полуострове. Длина стен около 900 м. Продольные улицы параллельны оборонительным стенам. Поперечные, более узкие и короткие, пересекали их под прямым углом.
Страбонов, или "старый", Херсонес изучен мало, но все же достаточно для предположения: в западной, наиболее возвышенной, похоже, был акрополь; в восточной, у верховья Казачьей бухты,- порт; среднюю часть занимали жилые кварталы.
Название "Страбонов", или "старый" Херсонес, этот городок получил потому, что единственное упоминание о нем сохранилось в труде географа I в. н. э. Страбона. На рубеже нашей эры городок уже лежал в руинах. Полагают, что он был основан около середины IV в. до н. э. как военное поселение и погиб в конце II в. до н. э. во время войн Херсонеса со скифами.
К концу IV в. до н. э. около двух третей Гераклейского полуострова составляла сельскохозяйственная территория Херсонеса. Вы легко представите величину площади: от нынешнего Приморского бульвара и площади Нахимова до Максимовой дачи и хутора Лукомского, а дальше по Караньским высотам до Фиолента и бухты Казачьей. Сельскохозяйственная зона Херсонеса вся была размежевана на земельные наделы, по тому же гипподамову принципу строгого геометризма. Сеть взаимно перпендикулярных продольных и поперечных дорог разбивала землю на прямоугольные участки средней площадью 26,5 га каждый. Довольно часто их называют клерами (клер - по-гречески означает жребий, участки распределялись между гражданами греческого полиса по жребию), однако мы не знаем, как называли их сами херсонеситы. Участки ограждали каменными заборами, а внутри оград они были поделены на более мелкие части.
Сейчас еще не совсем ясно, владел ли стандартным участком в 26,5 га один полноправный херсонесит или же этот участок составлял блок наделов, принадлежавших нескольким гражданам. До сих пор остатки дорог, фундаменты оград, подпорных стен, террас, следы плантажей виноградников отчетливо проступают на поверхности в окрестностях проспекта Октябрьской революции, парка Победы, в Юхариной и Карантинной балках, между мысом Фиолент, Казачьей и Камышовой бухтами. Система античных земельных наделов Херсонеса на Гераклейском полуострове - уникальная по сохранности в бассейне Средиземноморья и Причерноморья.
На многих участках - "клерах", особенно в сторону от Херсонеса, к Балаклаве, Фиоленту, Камышовой бухте видны развалины построек. Если вы уже бывали в этих местах, то обратили, конечно, внимание на огромные блоки известняка - это руины квадратных башен. Иные из них поднимаются над землей выше человеческого роста. Башня обычно стояла на углу усадьбы. Как исключение встречаются и двухбашенные усадьбы. Массивные, со стенами двухметровой толщины, высотой 10-12 м, они не только защищали обитателей усадьбы от разбойных налетов, но при случае могли выдержать и непродолжительную осаду. Усадьба, кроме башни, состояла из комплекса жилых, хозяйственных, складских, производственных помещений, навесов, хлевов, сгруппированных по сторонам четырехугольного двора. С любой стороны любого путника она встречала глухими стенами и массивными оградами.
На Гераклейском полуострове сейчас уже раскопано больше десятка античных загородных усадеб. Их руины можно, увидеть в парке Победы и на проспекте Октябрьской революции, у здания Гагаринского райисполкома, у троллейбусной остановки на улице Павла Корчагина, у Горбатого моста...
В I в. н. э. Херсонес попал в прямую зависимость от Рима, стал базой его флота и гарнизона в Северном Причерноморье. Римский гарнизон размещался в так называемой претории - цитадели, отгороженной от города крепостной стеной. Как и всюду в империи, римляне стремились к созданию максимального комфорта: в эту пору идет оживленное строительство жилых и общественных зданий. Новые хозяева перестраивают сооруженный в III в. до н. э. театр, расширяют его и, по-видимому, приспосабливают под цирк. А в полутора-двух метрах над орхестрой возвышался каменный помост для выступления актеров - проскений, украшенный по фасаду полуколонпнами, а над ним - здание, в котором артисты переодевались и на фоне которого шло представление. На орхестре, против центрального прохода, стоял жертвенник- фимела, с востока в театр вел вход - парод, с запада он почти упирался в крепостную стену. До трех тысяч горожан могли сострадать здесь трагическим героям, могли смеяться над остротами комедиантов, а в римское время - развлекаться травлей зверей и боями гладиаторов.
От источников, расположенных за 8-9 км от Херсонеса, у Караньских высот, по водопроводным трубам в город поступала вода, а это давало возможность строить большие общественные бани -термы. В отличие от современных бань, они предназначались не только для мытья. Такого рола "банный комплекс" включал в себя, помимо парилен и бассейнов с горячей и холодной водой, площадки для гимнастических упражнений, галереи и залы для отдыха и бесед. Кроме того, на площадях, у театра и терм устроены были так называемые латрины - туалеты с проточной водой.
Общую правильную планировку и, как говорят архитекторы, "принципы функционального зонирования", унаследованные от античности, город сохранил и в средние века. Однако облик Херсонеса постепенно менялся. Победила новая идеология - христианство, и античные общественные сооружения, рельефы и статуи, декреты и постановления Народного собрания были уничтожены. На месте разрушенных построек и часто из их остатков возводятся христианские церкви, баптистерии (крещальни) и часовни, жилые дома, лавки, мастерские...
Главной деталью городского пейзажа в Херсонесе с V- VI вв. становятся христианские храмы. Их ставили на каждой городской площади, в глубине кварталов, часто рядом друг с другом. Большинство их относится к разряду "базилик". На площадях (форумах) городов античного Рима базилики служили местами для собраний, рынками и т. д. В первых веках пашей эры, с распространением христианства, базилика стала основным типом христианского храма. Продолговатое четырехугольное здание, разделенное колоннадами на три, реже - пять, залов-нефов. В восточной стороне центральный неф обязательно, а нередко и боковые, завершались полукруглыми или многогранными алтарными нишами - абсидами. Центральный неф базилики перекрывала двухскатная кровля, он был выше боковых. На уровне односкатной кровли боковых нефов в стенах центрального были окна (второй свет). Языческие храмы, где религиозные обряды совершались на прилегающей к храму площади, украшали, главным образом снаружи. Христианское же богослужение шло в храме. Поэтому внешнее убранство раннехристианских храмов лаконично, зато внутри базилики, крестообразные и крестовокупольпые храмы богато отделывали фресками, мозаикой, резьбой по камню.
В 1853 г. в северо-восточном районе Херсонеса начаты раскопки религиозного центра средневекового города. В нем открыли самую крупную в Крыму трехнефную базилику (длина 50 м, ширина 22 м). Пол центрального нефа вымощен мраморными плитами, в боковых полы выполнены в мозаике. С юга к базилике была пристроена длинная узкая галерея. Перед храмом широкий двор с крытыми галереями по бокам и фонтаном в центре. Чуть южнее сохранилось здание, может быть, дом священника. Оно соединялось с базиликой крытой галереей. Из двора базилики лестница вела к крестообразному зданию с купольным сводом - баптистерию (крещальне). Стены его сложены необычно: ряды камней чередуются с рядами плоского кирпича. Каждую ветвь креста внутри здания завершает полукруглая ниша - эдикула. В центре крещальни - купель, представляющая собой бассейн, облицованный мрамором. Вода в него шла по трубе из второго, наружного бассейна и сливалась в канал под полом. Стены внутри баптистерия декорированы мраморной облицовкой и фреской, а купольный свод и полусводы эдикул - мозаикой (золотые звезды на темно-синем фоне).
Большинство херсонесских базилик к концу X в, были разрушены. На их месте построены небольшие скромные церкви и часовни, по одной-две в каждом квартале. Расположение христианских храмов в Херсоне (средневековое название Херсонеса) весьма своеобразно. Как правило, христианские храмы ставились по оси запад - восток, в Греции, на Балканах и в России алтарем к востоку, в странах Западной Европы - к западу. В Херсоне церкви строили в условиях сложившейся планировки города и не считаться с направлением улиц, кварталов и площадей было невозможно. Поэтому церкви, соборы, часовни здесь вписывали в уже существующую сеть основных магистралей, ориентируя храмы по оси юго-запад- северо-восток, алтарем на северо-восток.
Херсонесу предстояло прожить еще долгую жизнь, испытать взлеты и падения, увидеть на своих улицах и византийских солдат, и хазарских воинов, и русско-варяжскую дружину князя Владимира, и степняков хана Ногая, сменить несколько названий (Херсопес - Херсон - Корсунь - Керсона - Сарыкермен), до той трагедии, что обрушилась на город в конце XIV - начале XV в. пламенем губительного пожара.
Однако агония города, его падение началось значительно раньше, после 1299 г., когда татарскому нашествию и разрушению подверглись и сам Херсон, и жизненно важные для него смежные территории юго-западного Крыма. К этому времени Херсон уже утратил позиции крупнейшего торгово-экономического центра Северного Причерноморья, узла торговых путей, а с укреплением итальянских колоний в Черноморье и ростом других городов в Крыму значение его окончательно сошло на нет.
Херсонес Таврический - яркий памятник градостроительного искусства. По результатам раскопок, которые ведутся более 180 лет (Херсонес не раз называли "русскими Помпеями"), мы можем наблюдать развитие планировочной структуры античного и средневекового города в течение почти двух-тысячелетней его истории.
Не торопитесь за ворота древнего города, походите снаружи, приглядитесь к мощным оборонительным стенам с круглыми и прямоугольными башнями. Толщина стен доходит до 3,5-4 м, сложены они из больших, тщательно обтесанных камней (квадров), ряд - на ребро, ряд - плашмя. Плиты укладывались без раствора, насухо, в местах стыков их соединяли пиропами (скрепами). Уложенные таким образом плиты служили панцирной облицовкой стены, пустое пространство между ними забутовывали мелким камнем или щебнем, смешанным с глиной.
Заметный образец фортификационной архитектуры города - башня Зенона, первая круглая башня, которую вы увидите, приближаясь к Херсонесу со стороны улицы Ерошенко. Зеноновой башню назвали потому, что в наружном поясе ее кладки, как предполагают, была найдена плита с надписью 488 г. в честь византийского императора Зенона. Первоначальный диаметр башни - 8,0 м, но, учитывая важное стратегическое положение, ее неоднократно перестраивали и укрепляли, в результате в IX-X вв. диаметр башни увеличился до 23 м .
Не торопитесь покидать древний город. Прислушайтесь к тишине, вглядитесь в тысячелетние камни, обработанные руками неведомого человека, попытайтесь увидеть давным-давно прошедшие времена. Вам поможет сделать это известный французский историк архитектуры О. Шуази. Он так описывает древнегреческий город: "На приближение к нему указывают бесконечные ряды гробниц, примыкающих к зубчатой ограде, далее - улицы, застроенные лачугами, в промежутках - площадь или рынок, окруженный портиками, где кишит толпа, подобно современной толпе на восточных базарах, суды под открытым небом, крытые галереи для прогулок, где масса праздного народа собирается обсуждать общественные дела, храмы, скрытые между портиками, победные памятники между храмами, театры, палестры, стадии". В 1850 г. на территории Херсонеса был основан небольшой монастырь, а через три года освящена скромная церковь святой Ольги, из которой французские стрелки в 1854 г. обстреливали русские позиции за Карантинной бухтой. В ответ русская артиллерия обрушила на церковь шквал огня и превратила ее в развалины.
После войны, в 1861 г., на месте храма, где, как предполагалось, было место крещения князя Владимира, заложен Владимирский собор, который строился около тридцати лет (окончен в 1892 г.) по проекту архитектора Давида Ивамовича Гримма. Д. И. Гримм изучил на конкретных памятниках церковную архитектуру Византии и впервые при проектировании собора в Херсонесе отказался от официального "русско-византийского" стиля. Советский историк архитектуры и искусствовед Е. И. Кириченко пишет: "Византинизм облика сооружаемой по проекту Д. И. Гримма трехнефной базилики становился символом и зримым подтверждением духовной, культурной и политической преемственности, существовавшей между Константинополем и Москвой, обоснованием притязаний России на полное и нераздельное наследование величия "второго Рима".
Собор был двухъярусный, стены даже на уровне второго этажа метровой толщины. Отделан был храм ценными сортами мрамора, расписывали его несколько художников - академик А. И. Корзухин, профессор Т. А. Нэфф, Малышев, Молокин, Н. А. Майков, академик Рисе. Сам Д. И. Гримм не наблюдал за строительством собора, руководили работами местные архитекторы К. Вяткин, Н. Арнольд, Чагин и Безобразов.
Во время Великой Отечественной войны собор очень пострадал: рухнул барабан с куполом, провалилось перекрытие между первым и вторым ярусами, треснули стены, исчезли мраморные ступени внутренних лестниц, почти полностью пропала живопись.
В настоящее время храм восстановлен. С 1992 году в храме проходят богослужения. 6 января 1994 года храм передан в пользование православной общине.
Сам музей занимает здания бывшего Херсонесского монастыря. Небольшая с куполом постройка в центре монастырского комплекса-это церковь Семи священномучеников, возведенная в 1861 г., средневековый зал построили чуть позже, в 1864 г., по проекту К.Вяткина, а в 1971 г. по проекту Севастопольского филиала "КрымНИИпроекта" (автор- инженер С. Н. Фролов) началась его реставрация, завершенная в 1982 г.
Античный отдел музея расположен в бывшей трапезной монастыря - протяженном здании с высоким цокольным этажом. Оно построено в 1914 г. по проекту казначея монастыря Августина Мелашко. И монастырь, и бывшая церковь сгруппированы очень удачно, между ними уютный, мощенный каменными плитами дворик с фонтаном посередине. Все это вместе представляет живописную архитектурную композицию.
В Херсонесе ваше внимание обязательно привлечет большой медный колокол между двух каменных стен на берегу моря. К архитектуре он не имеет прямого отношения, но знать его историю любопытно. Во время Крымской войны французы вывезли несколько колоколов из севастопольских церквей, в том числе и Херсонесского монастыря. Почти через шестьдесят лет, в 1913 г., один из них был обнаружен в соборе Нотр Дам де Пари (собор Парижской богоматери). Это было время заключения франко-русского союза, направленного против Германии, и поэтому французский президент Пуанкаре, заинтересованный в улучшении отношений между двумя странами, распорядился отправить колокол в Севастополь- "в знак союза и дружбы", как он выразился в письме к А. И. Ге, французскому консулу в Севастополе. Колокол благополучно доставили в Херсонес и подняли на звонницу рядом с Владимирским собором. После ликвидации монастыря один из соборных колоколов был установлен на берегу моря, чтобы предупреждать в тумане проходящие корабли о близости прибрежных скал. Это тот самый колокол, который побывал в Париже.
Современный Севастополь немыслим без древнего Херсонеса.
|