ВСЕ О СЕВАСТОПОЛЕ

ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ

Курганы в окрестностях Севастополя

Таврское поселение Уч-Баш

Херсонес Таврический

Крепость Каламита в Инкермане

Крепость Чембало в Балаклаве

Чоргуньская башня

КОНТАКТЫ

Турагентство Василевского Юрия Александровича занимается бронированием гостиниц и частного сектора в Крыму и рекламой в сети Internet. о ЧП

Телефоны для бронирования
Российский МТС (Крым)
+7 978 860 41 73


E-mail: simeiz_07@mail.ru

ICQ: 575819584

Skype: yuriy_vasylevsky
Call me!

ПАМЯТНИКИ СЕВАСТОПОЛЯ

Севастополь - город-памятник и город памятников. Их здесь около 1200, почти 900 посвящены героике революционных событий. Они - синтез архитектуры и монументального искусства. Мы ограничимся кратким рассказом о некоторых, наиболее значительных, особенно известных.

Севастополь. Памятник адмиралу Ушакову   Севастополь. Памятник адмиралу Нахимову   Вечный Огонь в Севастополе

ПАМЯТНИК УШАКОВУ

 

ПАМЯТНИК НАХИМОВУ

 

СЕВАСТОПОЛЬ. ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ


Потомству в пример - это первый монумент Севастополя в память подвига Л. И. Казарского. Памятник сооружен па мысе Матросского (бывший Малый, Мичманский) бульвара на Центральном холме. Предыстория его такова: в мае 1829 г. во время очередной русско-турецкой войны небольшой бриг "Меркурий" вступил в бой с двумя турецкими линейными кораблями. Бригом командовал молодой капитан-лейтенант А. И. Казарский (1797-1833), который, несмотря на огромное превосходство неприятеля в числе и калибре орудий, покорной сдаче врагу предпочел дерзкую атаку. Бриг первый открыл огонь.
Более четырех часов громады линейных кораблей разряжали орудия своих высоких бортов в маленькую юркую мишень (длина брига была всего около 30 м). Он получил 22 пробоины в корпусе, почти 300 повреждений в такелаже, среди экипажа были убитые и раненые. Но и 18 орудий брига сделали свое дело: сначала один, а следом другой турецкий корабль потеряли скорость из-за повреждения снастей и вышли из боя.
Это редкое по неравенству сил сражение, ошеломляющая отвага русских моряков буквально потрясли современников. В честь командира героического брига и воздвигнут памятник с лаконичной надписью - "Хазарскому. Потомству в пример". Монумент заложен в 1834 г. на средства, собранные по подписке моряками, и окончен в 1839 г. Автор проекта архитектор А. П. Брюллов, брат знаменитого художника, в поисках выразительности художественного образа обратился к формам и мотивам античности. Использование классических мотивов (и это, наверняка, главное) позволяло гармонично вписать монумент в общую застройку тогдашнего Севастополя в стиле русского классицизма.
На каменной усеченной пирамиде установлена стилизованная модель античного военного корабля из бронзы. Обычно при описании памятника его называют триремой (или триерой), но у корабля один ряд весел, значит, и называть его надо пентеконтерой.
Подчеркнуто классицистичны темы барельефов: Нептун, богиня победы Ника, Меркурий (намек на имя брига). И в этом мифологическом окружении - портрет Казарского в морском мундире (кстати, он дисгармонирует с общим изобразительным строем памятника и, думается, включен в него вопреки авторскому замыслу). В обращении к античности сказалось и другое - характер самого события: чтобы подчеркнуть легендарность подвига, надо было соотнести его с героическими деяниями, воспетыми в мифах древней Эллады.
Памятник Затопленным кораблям - самый известный из севастопольских монументов, его изображение - на советском гербе города. Среди волн, у Приморского бульвара, стоит на искусственной скале изящная колонна с коринфской капителью. На ней - бронзовый орел, он держит в клюве лавровый венок, словно собираясь опустить его на воду бухты. На позеленевшей от соленых брызг и морских ветров доске надпись: "В память кораблей, затопленных в 1854- 1855 гг., для заграждения входа на рейд".
Памятник примечателен не только красотой облика, пронизанного морской романтикой, но и пафосом события, которое отражает. Соединенный англо-французский флот, подошедший к Севастополю в сентябре 1854 г., был во много раз мощнее и технически совершеннее Черноморского. Чтобы не впустить его в бухту, поперек фарватера затопили сначала семь устаревших кораблей, а в феврале 1855 г.- еще шесть. Когда русские войска 27 августа (8 сентября) 1855 г. покидали Южную сторону, они затопили в бухте и остальной флот.
Памятник создан в честь пятидесятилетия первой обороны, дата сооружения-1904 г.
Исключительная известность монумента побудила исследователей выяснить имя его автора. В 1949 г. искусствовед В. Ермонская обнаружила в Центральном государственном историческом архиве Ленинграда список произведений скульптора Аманда Ивановича (АмандусТенрих) Адамсона (1855-1929), составленный им самим в связи с предстоящим избранием в действительные члены Академии художеств! В этом списке числился и памятник Затопленным кораблям. Свое открытие В. Ермонская опубликовала в 1958 г. и с тех пор во всех путеводителях создателем памятника называется А. И. Адамсон. Это не вызывает сомнения, вопрос в том, был ли он единственным автором? Нужно сказать, что А. И. Адамсон известен как автор статуэток и нескольких памятников, тоже небольших по размерам. Он - скульптор, а в проектировании памятника такой величины (его высота над водой - 16,66 м) обычно участвуют еще архитектор и инженер.
В архиве Музея Черноморского флота хранятся два проекта памятника Затопленным кораблям, разработанные около 1901 г. Авторы одного из них - городской архитектор Севастополя А. М. Вейзен, инженеры - Ф. Н. Еранцев и Г. Н. Долин, другого - военный инженер О. И. Энберг. Проект А. М. Вейзена далек от нынешнего памятника - это четырехгранный обелиск, стоящий на суше, на существующем и сейчас полукруглом "пятачке" над морем. Зато проект О. И. Энберга заслуживает более внимательного изучения. Это мраморная, квадратная колонна, выходящая прямо из моря, на вершине ее орел с лавровым венком в клюве. Здесь интересны два момента - морское расположение памятника и фигура орла, идентичная существующей.
Дочь О. И. Энберга Рогнеда Вундер передала Музею героической обороны и освобождения Севастополя фотографию иного проекта того же монумента. На ней надпись: "Акварель Фельдмана, 23 мая 1903 г." На проекте изображен памятник почти в современном виде, только с трех сторон его окружает набережная, а на берегу предполагалось поставить большой павильон в классическом стиле с двумя статуями в нишах. Следовательно, В. А. Фельдман, известный архитектор и художник, развивая идеи О. И. Энберга, заменил квадратную колонну круглой и поставил ее на искусственную скалу, эффектно вырастающую из моря. В. А. Фельдман и О. И. Энберг - соавторы и другого известного сооружения Севастополя - здания Панорамы.
Вероятно, проекты А. М. Вензена и Фельдмана - Энберга были представлены Комитету по восстановлению памятников Севастопольской обороны. И тот выбрал второй, оговорив некоторые изменения. Их выполнил архитектор Е. И. Грушевский, после чего проект был "высочайше" утвержден и возвращен в Севастополь для исполнения.
Судя по тому, что А. И. Адамсон упомянул памятник в списке своих работ, он выполнил здесь все скульптурные Детали. Следовательно, авторами памятника Затопленным кораблям можно считать скульптора Л. И. Адамсона, архитектора В. А. Фельдмана и инженера О. И. Энберга.
Памятник П. С. Нахимову воздвигнут на площади, носящей имя знаменитого адмирала. Здесь сошел он на берег на Графской пристани в ноябре 1853 г., восторженно встреченный севастопольцами как победитель турецкой эскадры в Синопском бою.
П. С. Нахимов (1802-1855) прославился не только этой победой, но и героическим участием в сражениях с союзниками в 1854-1855 гг. Адмирал был одним из руководителей обороны города и погиб на боевом посту. Похоронен во Владимирском соборе на Центральном холме.
Впервые памятник павшему герою был поставлен на этом месте в 1898 г. по проекту художника А. А. Бильдерлинга и скульптора И. Н. Шредера. Из всех их многочисленных и разнообразных работ эта считалась лучшей. В. Ермонская пишет: "По хорошо нарисованному силуэту, свободному от дробности, по крепкой лепке и по общей согласованности пропорций, раскрывающей ясный и благородный смысл всего сооружения, этот памятник вполне заслуживал положительной оценки. Однако в 1928 г. памятник Нахимову был снесен, как монумент, воздвигнутый "царскому адмиралу".
В 1959 г. был торжественно открыт новый памятник на сохранившейся нижней части старого пьедестала. Его авторы художник Н. В. Томский и архитектор А. В. Арефьев в композиции монумента, в трактовке образа и архитектурном оформлении по сути воссоздали первоначальный памятник, избежав, однако, слепого копирования. Прямоугольный профилированный пьедестал сужается кверху. На нем Нахимов в застегнутой доверху шинели и простой фуражке, лицом адмирал обращен к городу {прежний памятник ориентировался на море). Левая рука характерным жестом заложена за спину, в правой - подзорная труба. На левом боку - длинный палаш на перевязи. На плечах - адмиральские эполеты, с которыми он не расставался под самым сильным огнем, на шее - единственный орден - Георгиевский крест. Лицо Нахимова спокойно и строго. В скульптуре отражены главные черты характера адмирала - хладнокровие в любых обстоятельствах и личная скромность. Фигура выше, чем в первом варианте памятника,- 5,33 м против 4 м. Общая высота монумента также увеличилась-12,49 против 10 м. Внизу пьедестала -три горельефа с различными сцепами из жизни флотоводца; "Беседа с матросами", "Сипопский бой" и "Нахимов на четвертом бастионе".
Над горельефом, посвященном Синопскому сражению, вмонтирован бронзовый лист с текстом приказа П. С. Нахимова: "В случае встречи с неприятелем, превышающим нас в силах, я атакую его, будучи совершенно уверен, что каждый из нас сделает свое дело". В этих словах - весь П. С. Нахимов: человек необычайного мужества, он свято верил и в стойкость своих подчиненных. Этот текст почти без изменений перенесем со старого памятника.
Монумент делает лицо площади выразительным, весь облик ее неповторимым и значительным.
Памятник В. А. Корнилову. Имя В. А. Корнилова ставят обычно рядом с именем П. С. Нахимова, когда говорят об обороне Севастополя 1854- 1855 гг. Оба адмирала погибли на бастионах и покоятся рядом во Владимирском соборе.
В. А. Корнилов (1806-1854) был с 1843 г. начальником штаба Черноморского флота. И естественно, что в сентябре 1854 г. на его плечи легла тяжелейшая задача - организовать защиту Севастополя против англо-французских войск с суши. Со свойственной ему энергией и самоотверженностью В. А. Корнилов взялся за создание бастионов и их вооружение, направив на оборону крепости все ресурсы флота. Каждый день адмирала видели на укреплениях, он сам следил за работами и воодушевлял защитников.
Настроение осажденного города в ожидании штурма характеризует соратник В. А. Корнилова, военный инженер Э. И. Тотлебен: "Любовь к отечеству проявилась в полном своем наличии, по всему Севастополю закипела неимоверная деятельность".
5 (17) октября орудия союзников открыли огонь по всей линии укреплений, в ответ заговорили русские пушки. Нападающие намеревались подавить батареи защитников, разрушить укрепления и штурмом взять город. В этот ответственный день В. А. Корнилов объехал под огнем все наиболее опасные места оборонительной линии. На Малаховом кургане он был смертельно ранен вражеским ядром. "Отстаивайте же Севастополь!" - сказал адмирал бросившимся к нему на помощь и потерял сознание. В. А. Корнилов умер в Морском госпитале на Корабельной стороне, перед смертью он успел услышать, что английские батареи сбиты и только два орудия стреляют по Малахову кургану, дважды прошептал "ура" и умер.
Героическая смерть В. А. Корнилова на боевом посту произвела огромное впечатление на современников, его сравнивали с героями Древней Греции и Рима.
12 (24) октября 1854 г., Николай I распорядился заказать известному скульптору И. П. Витали памятник Корнилову, а бастион Малахова кургана назвать Корниловским. Вторая часть императорского повеления, как ничего не стоившая в смысле денежных затрат, была выполнена, но до сооружения памятника прошло 40 лет. Четыре десятилетия место гибели адмирала отмечал только крест из ядер и бомб, выложенный там по приказу его соратника и друга П. С. Нахимова.
А тем временем рождались проекты монумента, рассматривались, отвергались. Наконец, в 1893 г. началось сооружение памятника. Авторами его были художник генерал-лейтенант кавалерии А. А. Бильдерлинг (1846-1912) и его друг, скульптор, академик И. Н. Шредер (1835-1908).
А. А. Бильдерлинг известен как акварелист и автор многих памятников: двух - М. Н. Пржевальскому, вместе с И. Н. Шредером - П. С. Нахимову и Э. И. Тотлебену в Севастополе.
И. Н. Шредер, участник обороны Севастополя, вместе с М. Микешиным создал прославленный мемориал 1000-летию России в Новгороде. Он также автор памятников И.Ф.Крузенштерну (Ленинград), Ф. Ф. Беллинсгаузену (Кронштадт), Петру I (Петрозаводск) и многих других.
5(17) октября 1895 г. памятник В. А. Корнилову открыли для всеобщего обозрения. Пробитый ядрами постамент на цоколе из диорита изображал часть укреплений Малахова кургана. На нем - фигура смертельно раненного адмирала. Опершись па левую руку, он правой указывает на город: "Отстаивайте же Севастополь." Эти предсмертные слова адмирала начертаны па постаменте. Там же - перечень судов, которыми он командовал, и морских сражений, в которых участвовал. Пониже слева - фигура матроса с ядром в руках, он готовится вложить его в жерло орудия. Вся поза матроса выражает готовность отомстить врагу за своего командира.
Композиция памятника была своеобразна по выразительности и трогательности сюжета, отличалась лаконизмом, пафосом самопожертвования во имя Родины.
Почти 50 лет украшал этот замечательный монумент Севастополь. С вершины Малахова кургана смотрел на город легендарный адмирал и снова, в 1941 -1942 гг. святым наказом участникам второй героической обороны звучали его слова: "Отстаивайте же Севастополь!"
Летом 1942 г. фашисты уничтожили памятник: бронзу вывезли, цоколь взорвали. И опять место гибели героя отмечал только крест из ядер.
С конца 70-х годов, началась работа по воссозданию памятника прославленному адмиралу. В отличие от монумента П. С. Нахимову, который был создан заново, памятник В. Л. Корнилову решено восстановить в первоначальном виде, максимально точно воспроизвести оригинал Л. Л. Бильдерлинга и И. Н. Шредера. Авторы проекта восстановления архитектор-художник В. Г. Гнездилов и художник М. К. Вронский. Реставрация памятника окончена к 200-летию Севастополя.
Памятники бастионам. Бастионы (сомкнутые пятисторонние укрепления) служили главными опорными пунктами обороны города в 1854-1855 гг. Они занимали господствующие высоты, выдерживая особенно упорные атаки противника. Их было восемь - семь номерных и Корниловский на Малаховом кургане. К пятидесятилетию обороны было решено поставить специальные памятники на всех бастионах, кроме Корниловского. Здесь таким памятником служила сохранившаяся башня-донжон и, кроме того, сам Малахов курган планировался как мемориальный комплекс. В соответствии с этой программой к 1905 г. были построены памятники на пяти бастионах. На шестой же, хотя проект его был разработан архитектором Л. М. Вейзеном и "высочайше" утвержден, видимо, не хватило средств. Седьмой бастион не играл большой роли в военных действиях, наверное, поэтому памятный знак здесь также не был поставлен.
Памятники первому и второму бастионам однотипны - это фонтаны в виде искусственных скал из необработанных диоритовых глыб, окруженные неглубокими бассейнами. Высота памятников - около 2,5 м.
Монумент первому бастиону находится в маленьком уютном сквере в конце ул. 1-й Бастионной. Сквер кончается обрывом к бухте. На самом краю его в 1905 г. по проекту архитектора А. М. Вейзена и инженеров Ф. И. Еранцева и Г. Долина был построен изящный павильон - ротонда с колоннадой дорического ордера. Разрушенная во время Великой Отечественной войны ротонда была около 1958 г. частично (только парапетная стенка и базы колонн) реставрирована по проекту архитектора А. Л. Шеффера. В центре павильона сохранился так называемый "ориентировочный столик" из гранита, который проектировал инженер О. И. Энберг. По мысли автора, посетители могли расстилать на столе планы окрестностей, ставить на него подзорные трубы и т. д. А обзор из ротонды, действительно, превосходный. Севастопольская бухта - как на ладони, вдали Инкерманские высоты. Ясно видна и пирамида храма св. Николая на холме Братского кладбища.
Памятник второму бастиону находится на одноименной улице (2-й Бастионной). Небольшой сквер, в котором он стоит, повторяет форму самого бастиона. Почти по всей оборонительной линии позиции русских войск отмечены специальной мемориальной стенкой. В нее вмонтированы чугунные доски с наименованиями частей, дольше других державших здесь оборону. В таком же стиле выполнены обозначения батарей. И те и другие сооружены по проекту О. И. Энберга.
Сквер на месте второго бастиона разбит на холме и некогда служил сам по себе видовой площадкой, но выросшие вокруг в 50-е годы скучные, безликие дома заслонили перспективу. Такой же крупной градостроительной ошибкой можно назвать и застройку вершины холма в начале 60-х годов, где находился третий бастион. В результате восстановленный там недавно памятник Героям вылазок почти не виден среди пятиэтажных типовых домов. Да и сам сквер утонул, затерялся в этом типовом окружении. А ведь все памятники на бастионах задумывались с таким расчетом, чтобы с каждого было видно по крайней мере два соседних. Это давало зримое ощущение хода осады.
Памятник на третьем бастионе - крупнейший из всех "бастионных" монументов. Самими размерами авторы подчеркивали его значение. Да и трудно тут преувеличить: отсюда начиналось большинство вылазок в расположение неприятеля, и это героическое укрепление, несмотря на два ожесточенных штурма, англичане так и не смогли взять.
В основании памятника - каменная чаша фонтана, вода в нее лилась из скульптурного украшения в виде львиной головы. Фонтан окружен подпорными стенами, они поддерживают пандусы, по которым посетитель подходит к обелиску, увенчанному орлом. На обелиске надпись: "Героям вылазок 1854-1855", здесь же перечень вылазок из осажденного города, меч в лавровом венке. Проект памятника выполнили около 1900 г. архитектор А. М. Вейзен, инженеры Ф. Н. Еранцев и Г. Долин. По указанию Комитета по восстановлению памятников Севастопольской обороны некоторые изменения в проект внес в 1902 г. художник К. В. Маковский, но комиссия сочла их недостаточными. Она поручила инженеру О. И. Энбергу снова переработать проект и утвердила его лишь в следующем 1903 г. В результате всех доработок проектная величина монумента сократилась на одну пятую.
Огонь Второй мировой поглотил сквер, уничтожил обелиск, покорежил фонтан и пандусы. И хотя в 1957 г. разработан был проект реставрации, исполнение его все время откладывалось. Трудно сказать, как долго лежал бы памятник в руинах, если бы идеей его восстановления не зажегся Э. В. Кекушев и не увлек ею коллектив Севастопольского морского завода им. С. Орджоникидзе, где он был главным архитектором. Морзаводцы решили восстановить памятник своими силами.
У памятника четвертому бастиону, в отличие от предыдущих, счастливая судьба. Он входит в мемориальный комплекс Исторического бульвара, воздвигнут неподалеку от Панорамы, в общем, людским вниманием не обойден. По своим художественным достоинствам это, бесспорно, лучший из всех памятников на бастионах. Автор нашел оригинальное и простое решение монумента. Массивный гранитный обелиск, увенчанный гранитным же русским шлемом. На фасаде лаконичная надпись: "4-й бастион". На другой стороне - перечень частей, принимавших участие в защите укрепления. Памятник рождает определенный образ: образ несокрушимости русского солдата в обороне.
Монумент сооружен около 1905 г. Проект монумента затерялся, а вместе с ним и имя автора. Известно только, что проект в числе прочих был передан в 1902 г. на хранение в музей Севастопольской обороны (ныне музей КЧФ), но, вероятно, погиб во время Великой Отечественной войны. В фондах музея хранится другой, выполненный архитектором А. М. Вейзеном, инженерами Н. Ф. Еранцевым и Г. Долиным. Он не был утвержден и отличается от существующего (отсутствует шлем, иная форма). Значит, кто-то переделывал проект. Кто же? Ответ на этот вопрос подсказывает близкая аналогия - памятник Язоновскому редуту. Он здесь же, в 200-300 метрах от монумента четвертому бастиону. На проекте "Язоновского обелиска" значится имя автора: архитектор Кольб. Очевидно, он проектировал и эти два памятника, и третий - на пятом бастионе, где применен все тот же изобразительный прием.
Что касается монумента пятому бастиону, то вы найдете его на склоне Кладбищенской балки, в центре сквера: весной 1855 г. там шли горячие бои. Смета на строительство памятника утверждена в декабре 1904 г., а в следующем году он был, очевидно, окончен, после чего вокруг разбили сквер.
При общем сходстве с монументами на четвертом бастионе и Язоновском редуте этот памятник разнится с ними во многих деталях. Он выше других (6,6 м против 5), и, если на монументе четвертому бастиону изображен крест в лавровом венке, то здесь крест без венка. Есть и другие различия в форме и декоре.
С севера к бастиону примыкал люнет Белкина, на его месте также стоит скромный памятник. Интересно, что рядом с ним до Великой Отечественной войны возвышался круглый павильон-ротонда, сооружение которой входило в общий замысел мемориального комплекса на бастионах. Весь ряд памятников начинался ротондой на первом бастионе, продолжался парными монументами-фонтанами на первом и втором. Центр обозначала башня на Малаховом кургане и памятник Героям вылазок. Правый фланг замыкался двумя однотипными монументами на четвертом и пятом бастионах и такой же, как первая, ротондой на люнете Белкина. Система монументов на бастионах составляла композицию, в основе которой лежали симметрия замыкающих павильонов и парность первых и последних памятников в ряду.
Монументы на местах бастионов органично входят в сложный мемориальный комплекс, посвященный первой обороне. Он включает в себя Панораму, Братское кладбище на Северной стороне, сооружения Малахова кургана, Исторического бульвара, мемориальные обозначения оборонительной линии, монументы на местах отдельных укреплений, полевых сражений и др. Система памятников охватывает весь город и даже окрестности, являя редкий образец композиционной стройности и стилистического единства.
Известный каждому севастопольцу памятник П. М. Кошке обычно именуют памятником матросу Кошке. Так даже называется ближайшая к нему остановка троллейбуса, хотя человек, в честь которого он поставлен,- герой первой обороны Севастополя Петр Маркович Кошка (1828-1882) носил чип квартирмейстера (флотского унтер-офицера). У памятника всегда многолюдно. Это объясняется отчасти местом его расположения - недалеко от проходной крупнейшего в городе предприятия - объединения "Севастопольский морской завод им. Серго Орджоникидзе". Но главное, конечно,- популярностью личности самого Петра Кошки. Легенды о его подвигах во время осады 1854-1855 гг. рассказывали еще при жизни героя.
Памятник невелик и скромен. На пирамидальном гранитном основании трехметровой высоты установлен бюст П. М. Кошки работы скульпторов братьев В. С. и И. С. Кейдук. В середине 50-х годов, они служили на Черноморском флоте старшими матросами. Авторы верно схватили портретное сходство. Но они придали своей скульптуре и характерную выразительность: лихо сдвинутая на затылок бескозырка, выражение лица отважное, удалое. У подножия постамента установлены макеты старинных адмиралтейских якорей и пирамида из ядер. На самом постаменте - чугунный барельеф с изображением медали "За защиту Севастополя 1854-1855 гг." и военные атрибуты (орудийные стволы, знамена и т. п.). Памятник стоит в небольшом сквере близ улицы Героев Севастополя, неподалеку - третий бастион - место подвигов П. М. Кошки. Улица у подножия Малахова кургана названа его именем.
Народный герой родился в Подольской губернии (ныне Ситковский район Винницкой области). Сюда он вернулся после войны и жил до последних дней жизни. Несколько раньше, чем в Севастополе, 14 августа 1955 г., аналогичный памятник был торжественно открыт в родном селе П. М. Кошки.
Для памятника Э. И. Тотлебену удачно выбрано место - в начале спуска с холма, где находился в оборону 1854 - 1855 гг. прославленный четвертый бастион. Сейчас здесь живописный Исторический бульвар.
Памятник сооружен в честь выдающегося военного инженера, одного из руководителей первой героической обороны города. Об этом говорит подробная надпись на памятнике: "Генерал-адъютант, граф Эдуард Иванович Тотлебен. В воздаяние примерных трудов по возведению Севастопольских укреплений, составляющих образец инженерного искусства и в награду за блистательную храбрость при отражении штурма. Награжден орденом св. Георгия 3-й ст.". Ниже изображена карта укреплений Севастополя; творцом большей их части был Э. И. Тотлебен (1818-1884).
Монумент весьма велик (высота около 14,0 м), представляет собой многофигурную скульптурную и архитектурную композицию. Он внезапно предстанет перед вами, когда вы, преодолев крутой пандус склона, выйдете на прямую широкую аллею бульвара. Тут у вас один путь - к памятнику. Он возвышается на обширной площадке, окруженной подпорными стенами из гранита.
В центре широкого гранитного основания установлен массивный и тоже гранитный пилон. Над его профилированным карнизом - постамент для бронзовой фигуры генерала. Изображен Э. И. Тотлебен в сапогах, не в парадной, а полевой шинели. В левой руке фуражка, правая свободно заложена за пояс, правая нога чуть выставлена вперед. Перед нами человек, отдыхающий, возможно, после утомительного осмотра земляных укреплений, утонувших в грязи мокрой севастопольской зимы. Окружает пилон выполненная из бронзы имитация укреплений того времени; фашины (плетеные корзины), наполненные землей, земляной бруствер и каменная наброска - для защиты земляной насыпи; здесь же - подземная минная галерея с минером. Кроме него вы увидите еще 5 фигур: двое солдат строят укрепления, двое сжимают в руках оружие, готовясь отразить нападение на землекопов; матрос под их прикрытием наводит орудие. Фигуры несколько статичны, их много, памятник, казалось бы, перегружен деталями, но именно обилие подробностей усиливает интерес к нему. Действительно, сейчас очень любопытно рассматривать эти фигуры, подробности одежды и вооружения людей того времени, приемы работы в минной галерее и при строительстве укреплений.
Памятник лепил скульптор И. Н. Шредер по рисункам художника А. А. Бильдеринга, отливал его Г. Гоне. Проект и модель были выполнены в 1901 г., но сооружение монумента затянулось. Все источники, ссылаясь на "Ниву" за 1909 г. (№ 25), называют датой открытия 5(18) августа 1909 г., но Г. Москвич в "Путеводителе по Крыму" за 1906 г. сообщает, что памятник Э. И. Тотлебену уже сооружен. Вероятно, какие-то отделочные работы еще продолжались, и официальное открытие состоялось только в 1909 г.
Во время Великой Отечественной войны памятник очень пострадал: снарядом отбило голову у основной фигуры, остальные сильно посекло осколками. Реставрировал монумент скульптор Л. М. Писаревский в 1945 г.
Памятник героям парохода "Веста" сравнительно малоизвестен. Находится он на Северной стороне на склоне возвышенности, сразу за Михайловским фортом. Монумент связан с событиями русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
По Парижскому миру 1856 г., завершившему Крымскую войну, Россия и Турция лишались права держать военный флот на Черном море. Несмотря на то, что Россия в 70-х годах отказалась выполнять это условие, к началу войны с Турцией сколько-нибудь значительных военно-морских сил на Черном море ей возродить не удалось. Турецкому броненосному флоту, введенному в Черное море из Средиземного, противостояли вооруженные пассажирские и транспортные 11(23) июля 1877 г. один из таких пароходов - "Веста" (командир - капитан-лейтенант Н. М. Баранов) в районе порта Констанца был атакован турецким броненосцем "Фетхи-Буленд", превосходившим его не только бронезащитой, но скоростью хода и калибром артиллерии. Пять часов длился неравный бой, пока удачно пущенный русский снаряд не вызвал взрыв на турецком корабле, решив исход сражения.
Членов экипажа "Весты", погибших в бою, похоронили в Севастополе па Михайловском кладбище (ныне не существует). На их могиле - массивный четырехгранный рустованный пилон на широком ступенчатом основании, обложенном ядрами. С фасада выступает высокий прямой крест, по углам вместо колонн укреплены стволы орудий.
Памятник Героям-комсомольцам. Этот памятник сооружен в 1963 г. по проекту скульптора С. А. Чижа и архитектора В. П. Фомина на главной улице города, носящей имя В. И. Ленина. На высоком диоритовом постаменте - скульптурная группа из трех фигур: солдат, сжимающий винтовку с примкнутым штыком, матрос со связкой противотанковых гранат, готовый к броску, и девушка-санитарка. Фигуры динамичны, в них напряжение боя, энергия порыва.
Памятник посвящен, как гласит текст на постаменте, "мужеству, стойкости, верности комсомольской". Слова эти глубоко символичны: ведь большинство защитников города в 1941 -1942 гг. и его освободителей в 1944 г. были комсомольцами. Тысячи комсомольцев трудились на предприятиях города под огнем артиллерии и бомбовым дождем, героически сражались в партизанских отрядах. Именами Александра Багрия, Константина Гармаша и Надежды Краевой названы улицы Севастополя.
Оригинален материал скульптурной композиции - это оргстекло, тонированное под бронзу. Имитация настолько полная, что ее выдает лишь отсутствие патины - изменения цвета бронзы под действием природных сил.
Обратите внимание на небольшую доску перед памятником. Один из авторов этого памятника - скульптор С. А. Чиж хорошо известен в Севастополе. Кроме памятника героям-комсомольцам, он создал сам или в соавторстве с другими специалистами (архитекторами, инженерами) множество скульптур, памятных знаков и мемориальных обозначений. Вот некоторые из них: работникам милиции (1967), медикам-черноморцам (1968), руководителям восстания на учебном судне "Прут" (1973), подвигу советских ученых в 1941 г. (1976), обелиск городу-герою Севастополю (1977). Последняя по времени работа скульптора - памятник героическим подводникам Краснознаменного Черноморского флота на улице Героев Севастополя.
Мемориал героической обороны Севастополя 1941 - 1942 гг.- это большой барельеф на плоскости подпорной стены, что отделяет Матросский бульвар от главной площади города - площади имени П. С. Нахимова. Расположение мемориала обороны 1941 -1942 гг. на площади с памятником герою обороны 1854-1855 гг. подчеркивает преемственность героических традиций защитников Севастополя. Барельеф значителен не только как произведение скульптуры. Он несет и градостроительную нагрузку, формируя плошадь Нахимова со стороны Матросского бульвара.
Задачу мемориала - показать героизм защитников черноморской твердыни при трех штурмах ее фашистами - авторы (архитектор И. Е. Фиалко, скульптор В. В. Яковлев) решили не объемными образами, а изобразительно и, в общем, удачно. Вся композиция изготовлена из железобетонных блоков, причем фактура и швы сохранены - для большей выразительности. На гранитных досках - наименования частей Черноморского флота и Приморской армии, державших здесь оборону в 1941 -1942 гг., а также промышленных предприятии, которые помогали армии и флоту. Здесь же список Героев Советского Союза, удостоенных этого звания за участие в обороне города. Слева из стены выступает шток якоря, рядом выбита дата: "1941 -1942". Центральная выступающая часть стены занята барельефом со стилизованным изображением бойца. В правой его руке автомат, левая решительно простерта вперед, навстречу трем направленным в грудь штыкам. Три штыка - три штурма Севастополя,
Первое наступление на город, когда враг пытался захватить его внезапно, рассчитывая на слабость защитников, началось 30 октября и продолжалось до конца ноября 1941 г. Поняв бесплодность своих усилий, фашистское командование принялось подтягивать к городу войска и технику. Второму штурму, 17 декабря, предшествовала мощная артиллерийская подготовка. Тяжелые бои шли до 1 января 1942 г. Кое-где гитлеровцам удалось просочиться на окраины Северной стороны, но защитники Севастополя были неколебимы - враг не прошел!
Всю зиму 1942 г. севастопольцы стойко удерживали свои рубежи и даже переходили в контрнаступление. К лету 1942 г. враг сосредоточил на подступах к городу 200-тысячную армию и 7 июня 1942 г. начал третий штурм. Советские воины стояли насмерть, до последнего патрона, до последнего вздоха, до последней капли крови. Каждый оборонительный рубеж, каждый опорный пункт, будь то дом, высота или окопчик, стоили фашистам огромных потерь и зачастую доставались им после гибели всех защитников. Последние бои проходили в районе мыса Херсонес. Почти без продовольствия и боеприпасов гарнизон героически сражался до 3 июля 1942 г., когда Верховное Главнокомандование отдало приказ оставить Севастополь.
На мемориале начертаны слова: "Подвиг севастопольцев, их мужество и самоотверженность, ярость в борьбе с врагом будут жить в веках, их увенчает бессмертная слава".
Мемориал открыт в 1967 г. В мае 1973 г. здесь учрежден пост почетного караула № 1. По традиции к подножию мемориала возлагают цветы молодожены - как дань памяти погибшим героям.
Обелиск в честь города-героя Севастополя - так официально именуется памятник в честь присвоения Севастополю звания города-героя. На одной из граней - изображение ордена Ленина, медали "Золотая Звезда" и текст Указа о награждении города.
40-метровый монумент стоит на мысе Хрустальном. Высота самого мыса-15 м над уровнем моря. На 55 м ввысь поднимается обелиск над Севастопольской бухтой. Стилизованный штык и парус, поставленные рядом, как символ боевого единства армии и флота, хорошо видны с кораблей, идущих на рейд. Дата сооружения обелиска - 1978 г. Авторы этого значительного и сложного, в инженерном отношении, памятника - скульпторы И. В. Макагон и С. А. Чиж, архитекторы А. И. Баглей, Е. П. Вересов, М. Г. Катермога, И. Г. Шамсединов и А. Л. Шеффер.
Площадку, на которой стоит обелиск, держат подпорные стены. На них барельефы с картинами различных эпизодов военного времени.
Интересно, что оригинальности памятника, его эмоциональному воздействию мы обязаны, как это ни странно, случаю. Во время рытья котлована под памятник были выкопаны стволы двух морских орудий. Они пролежали в земле со времен первой обороны Севастополя 1854-1855 гг. Находку решили не просто сохранить. Теперь орудия подняты на высокие лафеты и установлены на площадке у обелиска. Контраст между архаичными формами старинных пушек и современным обликом обелиска впечатляет, да и само сочетание это глубоко символично: в нем связь времен, преемственность подвига.





Главная страница Каталог туристических сайтов Написать письмо реклама на сайте