Пребывание Пушкина на юге России называют часто "ссылкою", но вряд ли ее можно назвать таковою. Находясь под попечительным надзором великодушного генерала Ивана Никитича Инзова, Пушкин мог из Екатеринослава уехать на Кавказ и в Крым, а затем, осев в Кишиневе, числясь на службе, отдавать все свое время свободному труду и развлечениям.
В Екатеринославе его, мрачно настроенного и мучившегося лихорадкой, которую он подхватил, купаясь в Днепре, нашел близкий петербургский друг Николай Раевский. Он предложил поэту присоединиться к его семье, направлявшейся на Кавказские Минеральные Воды, а затем в Крым.
С разрешения генерала Инзова полубольной Пушкин отправился с ними на Кавказ и в Крым, где и провел безмятежно счастливые дни.
На Минеральные Воды с отцом генералом Н.Н. Раевским-старшим, кроме сына Николая, ездили младшие дочери, Мария и Софья. Жена Софья Алексеевна с двумя старшими дочерьми ожидала их в Крыму.
В Пятигорске в один из вечеров Раевские устроили домашнюю игру-лотерею. Пушкин отдал для розыгрыша свое золотое кольцо с сердоликом. И случилось так, что его выиграла Мария Раевская.
Позже она никогда не расставалась с этим перстнем. Известно, что он был на ее руке все годы жизни в ссылке, в Сибири перед смертью она подарила его сыну, а внук ее в 1915 году передал перстень в Пушкинский дом.
В письме к брату А.С. Пушкин подробно описал знаменательное для него путешествие по Кавказу и Крыму.
19 августа юный поэт увидел Южный берег Крыма, какое впечатление произвел он на поэта, мы узнаем из письма к Дельвигу: "Проснувшись, увидел я картину пленительную: разноцветные горы сияли: плоские кровли хижин татарских издали казались ульями, прилепленными к горам: тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались между ними: справа огромный Аюдаг и кругом это синее, чистое небо, и светлое море, и блеск и воздух полуденный".
Во времена Пушкина Гурзуф, в который приехали Раевские, был небольшой живописной татарской деревушкой, раскинувшейся по склонам скалистого холма, обрывающегося к морю.
Единственным каменным сооружением здесь был дом герцога Ришелье, в нем и остановились путешественники. Двухэтажный особняк с двумя балконами, один со стороны моря, другой со стороны гор, находился в обширном саду. Тут вся семья оказалась в сборе, кроме сына Александра, который остался на Кавказе.
Николай Раевский познакомил своего молодого приятеля со своими сестрами, старшей - Екатериной и младшей - Еленой. Дружная семья Раевских, в которой царили любовь и счастье, как своего приняла юного поэта, он же отвечал им привязанностью и искренностью. Большую часть времени молодежь купалась в море, ходила на прогулки, осматривая прекрасные окрестности Гурзуфа.
В спорах и разговорах время проходило быстро и весело. С помощью друга Пушкин продолжал изучать английский язык. Они читали Байрона и, когда не понимали какого-нибудь слова, посылали наверх к Екатерине Николаевне за справкой. Хорошо знала английский язык и Елена Николаевна, она переводила Байрона и Вальтера Скотта на французский, но уничтожала свои переводы. Об этом рассказал Пушкину Николай, и тот стал подбирать клочки изорванных бумаг. Он был восхищен переводами девушки и уверял ее, что они очень верны.
Софья Алексеевна Раевская, внучка М.В. Ломоносова, и особенно ее дочери с восхищением рассказывали Пушкину об их матери и бабушке - единственной дочери знаменитого ученого - Елене Михайловне.
Она была умна, добра, терпелива и очень красива. На следующий год после смерти отца в 1766 году в 17 лет вышла замуж за библиотекаря Екатерины II - Алексея Алексеевича Константинова, грека по национальности. В этом браке родились дети: сын Алексей и три дочери - Софья, Екатерина и Анна. Страшная болезнь - чахотка унесла Елену Михайловну, когда ей было всего 24 года.
Современники восхищались красотой Софьи Алексеевны, черты которой имели яркое южное, греческое выражение. Она обладала частью архива своего деда и его большим прижизненным портретом.
Он был написан маслом на холсте австрийским художником Георгом Преннером в Петербурге в 1755 году за 10 лет до кончины Ломоносова. После смерти Михаила Васильевича портрет был у его дочери Елены Михайловны. Потом у Софьи Алексеевны, затем перешел к сыну Александру, после смерти Александра Николаевича к его дочери Александре и ее мужу графу И.Г. Ностицу. Их сын, Г.Т. Ностиц, был последним известным владельцем этого портрета, который бесследно исчез после событий 1917 года.
В семье Раевских глубоко чтили память своего великого деда, М.В. Ломоносова, гордились этим родством. Хорошо знал свою родословную, историю своих предков и гордился ими и Александр Сергеевич Пушкин.
Присвоение и употребление Русским двором известных геральдических эмблем начинается в России в XVI веке. Дворянские гербы как постоянные геральдические символы рода появляются со второй половины следующего, XVII века. К этому времени и относится создание родового герба Пушкиных.
Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному боярскому роду, родоначальником которого считают выходца "из немцев" Радшу. Потомство Григория Пушкина приводилось в древнейших русских генеалогиях и значилось также в "Бархатной" книге. По знатности Пушкины принадлежали к аристократии, имевшей в XVII веке право на получение чина окольничего: таких родов было всего 15!
А.С. Пушкин не только гордился историей своих предков, но и любил ее вспоминать и неоднократно возвращался к ней в своих литературных планах.
В 1825 году Пушкин писал А.А. Бестужеву из Михайловского, куда поэт был сослан из Одессы после известного конфликта с графом М.С. Воронцовым: "У нас писатели взяты из высшего класса общества. Аристократическая гордость сливается у них с авторским самолюбием: мы не хотим быть покровительствуемы равными. Вот чего подлец Воронцов не понимает. Он воображает, что русский поэт явится в его передней с посвящением или с одою, а тот является с требованием на уважение, как шестисотлетний дворянин".
600 лет истории рода Пушкиных, принадлежность к нему лиц, имена которых встречаются почти на каждой странице летописи Российского государства, упоминаются у Карамзина, в семейных преданиях, - все это с детства волновало поэта, давало обильный материал для его живой и творческой мысли и находило отражение в его исторических произведениях. В 1833 году им была написана поэма "Медный всадник".
Мысль о Медном всаднике пришла Пушкину под влиянием рассказа который он услышал в светском обществе. А суть рассказа такова. В 1812 году, когда опасность вторжения армии Наполеона грозила и Петербургу, государь император Александр Павлович предложил увезти из города статую Петра Великого. Для этой цели было отпущено из казны несколько тысяч рублей.
В это время в приемную к князю А.Н. Голицыну, министру и председателю Синода (к тому же, масону и духовидцу), повадился ходить какой-то майор Батурин. Он добился свидания с князем, бывшим другом Александра I, и передал ему, что его, Батурина, преследует один и тот же сон. "Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр Павлович.
Батурин, влекомый какою-то чудною силою, несется за ним и слышит топот меди по мостовой. Всадник въезжает во двор Каменноостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу задумчивый и озабоченный государь. "Молодой человек, до чего довел ты мою Россию? - говорит ему Петр Первый, - но покамест я на месте, моему городу опасаться нечего". Затем всадник поворачивает назад". Пораженный рассказом Батурина, князь А.Н. Голицын, сам сновидец, передал это сновидение майора государю. И в то время, как многие государственные сокровища и учреждения перевозились во внутренние районы России, статуя Петра Великого оставлена была в покое. Рассказы подобного рода, услышанные Пушкиным в высшем обществе Москвы и Петербурга, он записывал и объединял в особую пачку, которая называлась "Застольные беседы". Большую часть записей составляли заметки исторического характера, услышанные от "старожил" большого света, таких как Н.К. Загряжская, А.Н. Голицын и др.
И в этом отношении семья Раевских, принадлежавшая к древнему русскому дворянству, бывшая в родстве со светлейшим князем Г.А. Потемкиным, с великим русским ученым Ломоносовым, представляла особый интерес для А.С. Пушкина. Интересен для поэта был и сам полуостров, где все было для него ново, незнакомо: природа, быт восточного народа, история, в которой переплелись судьбы многих народов и государств.
Страницы жизни А.С. Пушкина, связанные с Крымом, являются одними из самых светлых и важных в жизни великого поэта. В Крыму Пушкин снова начал творить после почти полугодового молчания. Вдохновение вернулось к нему ночью, на корвете "Або", во время морского перехода из Феодосии в Гурзуф, когда он начал писать свою чудесную элегию "Погасло дневное светило". Крыму посвящено более 30 лирических элегий и поэтических фрагментов, две поэмы, многочисленные прозаические отклики.
Крымские воспоминания, мечта о Крыме останутся в душе поэта навсегда. "Среди моих мрачных сожалений меня прельщает и оживляет одна лишь мысль о том, что когда-нибудь у меня будет клочок земли в Крыму", - писал поэт в 1830 году Каролине Собаньской.
|