БАХЧИСАРАЙСКИЙ ХАНСКИЙ ДВОРЕЦ (ХАН-САРАЙ)
|
|
|
Ханский дворец в Бахчисарае (Хан-Сарай) - бывшая резиденция крымских ханов. Бахчисарайский Ханский дворец - памятник истории и культуры общемирового значения, единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры. Дворец входит в состав Бахчисарайского историко-культурного заповедника. В помещениях дворца располагаются музей истории и культуры крымских татар и художественный музей. Территория дворцового комплекса занимает 4,3 гектара. Ранее площадь дворцового комплекса составляла 18 гектаров.
Ханский Дворец в Бахчисарае был построен как родовая резиденция династии Гераев - правителей Крымского ханства. На протяжении двух с половиной столетий (с 1532 до 1783 г.) Бахчисарайский Дворец служил центром политической, духовной и культурной жизни государства крымских татар.
|
|
|
|
|
|
БАХЧИСАРАЙ. ХАНСКИЙ ДВОРЕЦ |
|
ХАНСКИЙ ДВОРЕЦ В БАХЧИСАРАЕ |
|
ВИД НА ХАНСКИЙ ДВОРЕЦ |
|
До строительства дворца в Бахчисарае резиденция крымских ханов находилась в ущелье Ашлама-Дере. Когда долина стала тесной для ханского двора, было принято решение построить дворец в новом месте, в открытой долине реки Чурук-Су. Строительство дворца началось в начале XVI века во время правления хана Сахиба I Герая. Вместе со строительством дворца началось строительство самого Бахчисарая. читать историю Бахчисарая
Дворец, стиль которого академик Паллас определил, как "азиатское барокко", вобрал в себя черты малоазийской и сельджукской архитектуры с элементами европейского Ренессанса и барокко. Во время пожара, возникшего после взятия Бахчисарая войсками Миниха в 1736 г., дворец сильно пострадал и был капитально отремонтирован при ханах Каплан-Гирее и Селямет-Гирее. Тогда же, в 1740-41 гг. была построена соборная мечеть Биюк-хан-Джами, которая, несмотря на свою массивность, органично вписывается в дворцовый комплекс. Два её стройных минарета графично завершают облик резиденции крымских ханов.
|
|
|
|
|
|
НАДВРАТНАЯ БАШНЯ ДВОРЦА |
|
ЮЖНЫЕ ИЛИ САДОВЫЕ ВОРОТА |
|
КОНЮШЕННЫЙ КОРПУС ДВОРЦА |
|
Ханский Дворец - целый город в миниатюре. Это сложный комплекс построек самого разного назначения. До наших дней здесь сохранились две мечети (Большая и Малая), домик муфтия, ханское кладбище с двумя мавзолеями-дюрбе, постройки официального предназначения (в т.ч. Зал Дивана), жилые помещения для ханов, прислуги, гостей, охраны, гарем, две надвратные и одна обзорная башни, бани, кухонный двор, конюшенный корпус, шесть внутренних двориков, 14 фонтанов разного времени. В ханские времена этот список был гораздо обширнее.
|
|
|
|
|
|
ХАН-САРАЙ. ФОНТАН |
|
ХАНСКИЙ ДВОРЕЦ. ЧЕШМЕ |
|
ДВОРЕЦ. СУХОЙ ФОНТАН |
|
Большая ханская мечеть или Хан-Джами - прямоугольное, двухъярусное здание, вытянутое с севера на юг, крытое четырехскатной черепичной крышей. Главный его фасад смотрит на речку Чурук-Су. В архитектуре этого здания заметны черты османского искусства. Тип постройки - базиличный: в плане - слегка продолговатый четырехугольник, снаружи - с запада и востока - открытые галереи с аркадами. Внутри мечети с трех сторон - хоры (балконы, поддерживаемые колоннами). С них две крутые винтовые лестницы ведут вниз. С правой стороны в глубине второго этажа находится ханская ложа, богато отделанная фаянсовыми плитками и росписью; вход в нее отдельный - с наружной крутой лестницы. Низкая распластанная крыша как бы пригнетает здание, и только два стройных минарета, вырываясь из грузного массива мечети, стремительно взлетают к небу.
|
|
|
|
|
|
БОЛЬШАЯ ХАНСКАЯ МЕЧЕТЬ |
|
БИЮК-ХАН-ДЖАМИ |
|
ДВОРЕЦ. ХАНСКАЯ МЕЧЕТЬ |
|
Рядом с Большой Ханской мечетью находится ханское кладбище - мезарлык. На дворцовом кладбище похоронены 16 ханов, прочие захоронения - могилы их родственников и приближенных. Самое раннее погребение - 1592 года. Мужские могилы украшены чалмою, воинскими атрибутами, женские - чем-то вроде клобука. Любопытны элегические надписи в духе арабской поэзии. Например: "В цветнике мира я была розой и, увы, завяла. О вечный, помести меня в цветнике рая". Два монументальных мавзолея XVII века точно повторяют восьмигранную форму древних дюрбе - мусульманских мавзолеев.
К востоку от Большой Ханской мечети расположен банный корпус - Сары-Гюзель (это название в переводе означает желтая красавица). Это одно из самых старых сооружений дворца, датировано 1532 годом. Мощное квадратное в плане здание возведено по типу турецких бань (которые в свою очередь сооружались по образцу византийских, т. е. римских). Бани эти служили не только для мытья, но были и местом отдыха и развлечения; перед каждым отделением имелись крытые дворики с фонтанами. В помещениях нет окон - свет проникает через отверстия в куполах в виде звезд и полумесяцев. Под полом, в подвале, устроено было отопление: горячая и холодная вода подавалась по свинцовым трубам, горячий воздух и дым согревали все здание. Баня функционировала до 1924 года. В советское время сильно обветшала и теперь требует капитальной реставрации.
|
|
|
|
|
|
ХАНСКОЕ КЛАДБИЩЕ |
|
ДВОРЕЦ. МАВЗОЛЕИ (ДЮРБЕ) |
|
МАЛАЯ ХАНСКАЯ МЕЧЕТЬ |
|
Осмотр собственно дворца этот лучше всего начать с памятника, относящегося ко времени Менгли-Гирея. Перед нами Железная дверь, или портал Алевиза, - самая древняя часть дворца. Портал создан выдающимся итальянским зодчим, на Руси известным под прозвищем Фрязина и Алевиза Нового. Есть некоторые основания предполагать, что Портал Алевиза сначала принадлежал старому ханскому дворцу в Ашлама-Дере - так называемому Ашлама-Сараю - и потом перенесен сюда.
Перед входом в Зал Совета и Суда существовала в свое время открытая аркада, окружавшая все здание. Позднее она была застроена и сделалась чем-то вроде сеней: их нарядный потолок и колонны восстановлены во время реставрации дворца. Вход в зал украшает арка из местного известняка.
Зал Совета и Суда (Диван) был официальным местом, где обсуждались и решались государственные дела. Диван - совет старейшин, без согласия которых хан не мог решать никаких важных дел. У южной стены, в центре, находилось ханское седалище - "трон", покрытый тонким оранжевым сукном с вышитым на внутренней стороне спинки золотым полумесяцем; по бокам "трона" стояли два табурета, крытых таким же сукном. Вдоль стен располагались диваны, на которых сидели члены совета - приближенные хана. Над входной дверью - забранная решеткой узкая галерея, "ханский тайник", откуда хан мог незаметно наблюдать за всем, что происходило в зале.
В зале Совета и Суда можно проследить все основные этапы ремонтов, мелких переделок и больших перестроек, происходивших в течение 400 лет существования дворца. В самом раннем описании Зала Совета и Суда, сделанном в 1736 году по распоряжению фельдмаршала Миниха его адъютантом Манштейном, говорится, что полы были всюду мраморные, стены выложены разноцветными фарфоровыми плитками, а среди зала бил фонтан.
В 1736 году, в ходе русско-турецкой войны, русские войска под командованием фельдмаршала Миниха с боями прошли через Крым - до самого Бахчисарая - с целью проучить и укротить неугомонного врага России. Согласно донесению командующего, при взятии города сильно пострадали от пожара "ханские палаты".
Восстановление Дворца началось при хане Селямет-Гирее (1737-1743), а дальнейшее строительство связано с именем Крым-Гирея (1758-1769). Тогда и создан был лишенный внутреннего единства и целостности, но в то же время весьма декоративный и пышный ансамбль.
|
|
|
|
|
|
ДВОРЕЦ. ЗАЛ СОВЕТА (ДИВАН) |
|
ДВОРЕЦ. ЛЕТНЯЯ БЕСЕДКА |
|
ВОРОТА ФОНТАННОГО ДВОРИКА |
|
Дворец возобновлялся постепенно. При Крым-Гирее построены Золотой кабинет, Летняя беседка, Кофейная комната, Комната ханского наследника, Комната цирюльника и закончено восстановление дворца в целом. В большинстве этих работ принимал участие мастер Омер.
Переход из мрачного Зала Совета и Суда в Бассейный садик приятно поражает своей неожиданностью - попадаешь в царство солнца, цветов, пышной зелени виноградных лоз. Журчит вода, наполняя бассейн; она сбегает по мраморному желобу, украшенному изображениями резвящихся рыбок, мелкая резьба создает впечатление каскада. В южной стене, обвитой вьющимися розами,- мраморная копия Фонтана.
Летняя беседка построена во второй половине XVIII века мастером Омером. Стены ее прозрачны от множества окон, за которыми клумбы цветов, деревья. Примечательны в ней тонкая филигранная роспись потолка и стен (работа Омера), мастерская резьба по дереву, появившаяся позднее (в 20-е годы XIX века), а посреди всего этого великолепия - фонтан и малый бассейн. Вначале беседка была открытой, но в XIX веке при ремонте ее застеклили, чтобы сохранить от разрушения.
Покинув это светлое и красивое сооружение, спускаемся в полутемную Малую мечеть. Архитектура ее близка к византийской: однокупольное здание с барабаном, поддерживаемым арками и парусами, дающими плавный переход от куба основного помещения к подкупольному восьмиграннику. Помещение вытянуто с востока на запад, в его южной стене устроена ниша - михраб. К XVI веку относится вход, оформленный аркой из местного камня, с высеченными на гладком поле рельефными розетками и другими типичными для того времени орнаментами. На древней штукатурке при реставрации были обнаружены граффити - процарапанные изображения всадников, лошадей, лодки с парусами.
С первым строительным периодом дворца - XVI - XVII века - связан и Фонтанный дворик, в котором мы окажемся, выйдя из мечети. Здесь два фонтана. Первым привлекает внимание Золотой фонтан (Магзуб), сооруженный в 1733 году, в правление хана Каплан-Гирея. На мраморной облицовке - рельефные надписи (дата постройки и изречение из Корана) и растительный орнамент. Утраченная со временем позолота надписей и орнамента была восстановлена во время реставрационных работ 1963 года.
Однако прославил Бахчисарай не Золотой фонтан, а более скромный, незаметный Фонтан слез (Сельсебиль), находящийся в противоположном углу дворика.
Этот уникальный памятник архитектуры, созданный все тем же Омером в память рано умершей любимой жены Крым-Гирея, стал поэтическим образом, символом живой человеческой скорби, воплощенной в холодном камне.
|
|
|
|
|
|
ХАНСКИЙ ДВОРЕЦ. ГАРЕМ |
|
ДВОРЕЦ. ГОСТИНАЯ КОМНАТА |
|
ДВОРЕЦ. ЖИЛАЯ КОМНАТА |
|
Из Фонтанного дворика посетитель дворца может пройти во внутренний сад, покинутый им при входе в Зал Совета и Суда. В глубине сада, скрытый главным корпусом дворца, стоит флигель, гаремный корпус - все, что осталось от обширного некогда ханского гарема.
В Гаремном комплексе в Ханском Дворце первоначально насчитывалось четыре здания. Три из них, обветшав, были разрушены вместо ремонта в 1820-х гг., а единственное сохранившееся здание ныне профессионально отреставрировано и доступно обзору. Оно являет собой невысокую постройку с обширной террасой и тремя комнатами (условно названными Буфетная, Жилая и Гостиная).
В помещениях Гаремного корпуса воссозданы интерьеры богатого крымскотатарского жилища 18-19 вв., по которым можно примерно судить и о внутреннем облике помещений ханского гарема.
|
|
|
|
|
|
ПАРАДНЫЕ ЗАЛЫ ДВОРЦА |
|
ДВОРЕЦ. ЗОЛОТОЙ КАБИНЕТ |
|
ДВОРЕЦ. ФРУКТОВАЯ БЕСЕДКА |
|
Через ряд помещений, куда ведет из гаремного сада скрипучая деревянная лестница (например, Кофейную комнату, совершенно утратившую восточный облик), мы попадаем в Посольский зал. Это продолговатое светлое помещение с двумя "ложами", в одной из которых - правой - некогда восседал хан. Сюда, в этот зал, через шпалеры стражников, входили те, кому предстояло участие в торжественном приеме или аудиенция хана.
В глубине Посольского зала - расписная дверь, ведущая в Золотой кабинет, квадратное помещение над Летней беседкой. Действительно ли хан пользовался им в качестве рабочего кабинета или появлялся здесь в парадных случаях, когда выступал в роли верховного правителя, сказать трудно.
За Посольским залом открывается длинная сквозная анфилада парадных больших комнат и комнатушек второго этажа. Некоторые из этих помещений имеют названия: Комната наследника, Екатерининская комната, Пушкинский зал. Все это, конечно, названия условные. Помещения использовались, по-видимому, в чисто показных целях: для многолюдных приемов, торжественных ханских выходов и т. п.
|
|
|
|
|
|
СОКОЛИНАЯ БАШНЯ |
|
ПЕРСИДСКИЙ САДИК |
|
ВИД НА ДВОРЦОВУЮ ПЛОЩАДЬ |
|
В углу Персидского дворик находится Соколиная башня (Тоган-Кулеси). Название башни связывают с тем, что в этом помещении в ханские времена будто бы содержали ханских ловчих птиц. Внутри сооружение пустое; лишь винтовая деревянная лестница ведет на верхнюю площадку, с которой открывается великолепный вид на город, Дворец и Дворцовую площадь.
Сегодня значительная часть Дворцовой площади превращена в тенистый парк, однако в ханские времена она не была засажена деревьями, имела вид открытого плаца и служила местом проведения различных торжественных церемоний.
Персидский дворик своего рода "парк отдыха" Ханского Дворца - здесь среди садов были выстроены беседки, фонтаны, бани. Эта уединенная, окруженная высокой стеной часть Дворца была прекрасным местом для прогулок крымских правителей.
|
|
|
|
|
|
МАВЗОЛЕЙ ДИЛЯРЫ-БИКЕЧ |
|
ВИД ИЗ ДВОРЦА |
|
ТЕРРИТОРИЯ ДВОРЦА |
|
Мавзолей Диляры-Бикеч, именуемый также дюрбе или гробницей, находится за Южными воротами Дворца, на краю садовых террас. Построенный в XVIII веке, он близок к традициям османской архитектуры XV-XVI столетий, однако не без новшеств, идущих, как водится, через Стамбул. Это все тот же восьмигранник, увенчанный куполом на восьмигранном же основании. Но вместо прежней строгости и конструктивной простоты - дробное членение форм. Каждая сторона восьмигранника разбита на части двойным рядом проемов-арочек и соответствующих им окон. Это членение подчеркнуто двойным рядом рельефных тяг - снизу и сверху. Здесь налицо стремление к изящной декоративности, характерной для XVIII века. Мавзолей был выстроен в 1764 г. посреди небольшого кладбища: в прежние времена вокруг этого сооружения стояли надгробные памятники. Как полагают, именно отсюда в Фонтанный дворик Хан-сарая был перенесен после 1783 г. знаменитый "Фонтан слёз". Личность Диляры-Бикеч, которой якобы посвящен был фонтан, исторически не выяснена и окутана поэтическими легендами.
Завершая экскурсию можно добавить, что Бахчисарайский Ханский Дворец является памятником истории и культуры общемирового значения, что нашло признание в начавшейся недавно процедуре включения Дворца в Список Всемирного Наследия UNESCO.
|