Церковь во имя святой равноапостольной Нины в Хараксе архитектор Николай Петрович Краснов считал одной из лучших своих работ. Когда поднимался вопрос о присвоении ему звания Академика Императорской Академии художеств, Николай Петрович обращал внимание только на Ливадийский дворец и церковь в Хараксе. Как родилось это чудо, рассказывает ялтинский краевед, старший научный сотрудник Массандровского дворца-музея Николай Николаевич Калинин.
"8 сентября 1909 г. после посещения имения "Харакс" Великого князя Георгия Михайловича, в дневнике Николая II появилась запись: "В полтретьего поехали в имение Георгия Мини. Осматривали их дом, сад, маленькую церковь, помещения для свиты. Все красиво, просто, устроено со вкусом".
Церковь св. Нины и Преображения Господня, о которой упоминал Николай II, за годы советской власти, как и большинство церквей, пришла в столь бедственное состояние, что потребуется ее основательная реставрация, а прелестная звонница при ней полностью разрушена.
В 1904 г. владелец имения Великий князь Георгий Михайлович, двоюродный дядя Николая II, генерал-лейтенант, директор Русского музея в Петербурге, историк и нумизмат, решил развернуть здесь широкое строительство. Уже тогда Красновым были выполнены основные проектные чертежи всех построек и план будущего парка, однако к строительным работам приступили только в марте 1905 г., настолько сложным оказался рельеф территории. "Куда ни кинешься, - писал Николай Петрович в своем отчете
Великому князю, - везде натыкаешься на скалу, везде камень, камень, камень". Пришлось провести большой объем взрывных работ для подготовки строительных площадок.
Закладка храма состоялась 14 января 1906 г. в присутствии владельца имения Георгия Михайловича. Последний был застигнут в Крыму революционными событиями, охватившими тогда не только всю Россию, но и, казалось бы, тихую и благопристойную курортную Ялту. В обстановке бесчинств толпы, подстрекаемой радикальными элементами, Великий князь счел разумным переждать события в имении своего брата Великого князя Александра Михайловича Ай-Тодор. Из писем Георгия Михайловича отцу Великого князя Михаилу Николаевичу узнаем некоторые подробности церемонии закладки будущего храма. "Третьего дня, 14 января, в день именин Нины, мы заложили церковь. Закладка была в полдвенадцатого. Погода была прекрасная и довольно теплая". Далее Великий князь рассказал о приглашенных и, что самое интересное для нас, сам объяснил название будущей церкви. На церемонии присутствовал его брат Великий князь Александр Михайлович с супругой Великой княгиней Ксенией Александровной, сестрой Николая II, офицеры Виленского полка, несшего охрану имения, и некоторые другие лица, приглашенные из Ялты. По окончании был устроен завтрак на 35 человек. "Я всем показывал план будущей церкви, - писал Великий князь - Она будет маленькая и составлена из мотивов кавказских церквей".
Нина - имя старшей из двух дочерей Георгия Михайловича и Марии Георгиевны, урожденной принцессы греческой. Летом 1905 г. четырехлетняя девочка заболела дифтеритом. Спасла ее от верной гибели операция, проведенная 6 августа немецкими хирургами. Обратим внимание на эту дату 6 августа ст. стиля, 19 нового, Православная церковь отмечает один из Двунадесятых праздников - Преображение Господне, именуемый в народе как яблочный Спас. О происхождении этого праздника повествуется в Евангелии от Луки. Незадолго до Своих страданий, Иисус Христос, чтобы поддержать веру в учениках Своих, показал им Свою божественную силу. Поднявшись с тремя из них на гору Фавор, стал молиться, а ученики, утомившись, заснули. Когда же проснулись, увидели, что Иисус Христос преобразился: лицо просияло, одежды стали белыми и блистающими, а из облака услышали голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое Благоволение: Его слушайте!".
Понятно, что для родителей обреченной девочки 6 августа тоже стало чудом, чудом ее исцеления от страшной болезни. Вот так и появилось название для изящного дворцового храма - св. Нины и Преображения Господня.
К возведению церкви приступили в марте 1906 года, когда уже завершилось строительство свитского дома, лестницы от дворца в сад и к морю, опорных стен и прокладка шоссейной дороги через имение. Неспокойная обстановка в городе и, соответственно, среди рабочих на стройке, чрезвычайно осложняла работу Краснову. "Народ прямо голову потерял, писал он. - Приходится целые дни проводить начеку в сплошном напряжении и действовать уговорами и тактикой, что, слава Богу, до сего времени удается".
Но не только с рабочими стройки приходилось проявлять Краснову свой дипломатический талант. Летом 1906 г. в имение по приглашению Георгия Михайловича прибыл из Петербурга известный архитектор Василий Федорович Свиньин, который в это время руководил в столице строительством этнографического музея, одного из крупнейших в мире. Взгляды двух зодчих на некоторые вопросы, связанные с оформлением основных построек "Харакса", во многом расходились, однако ялтинский архитектор умело обходит спорные моменты. "Василию Федоровичу как художнику, - писал Краснов, - удобнее сделать свои замечания, а мне удобнее молчать. Я лично думаю, что церковь должна получиться хорошей". И все же кое с чем Николай Петрович и согласился. В основном это касалось применения новых способов художественной обработки камня. "В способе отделки камня для церкви приходится делать некоторые изменения, которые указал Василий Федорович: камни должны быть насечены мелкими узорами. Нечего и говорить, что отделка получается безупречна, поразительной красоты, но она и дороже. На каждый квадратный сажень по 15 рублей".
Итак, в начале марта 1906 г. начали возводить стены церкви, а к началу 1908 г. полностью завершилось все строительство, и некоторые документы говорят о том, что сам архитектор считал церковь одной из лучших своих работ. Вот краткое описание, сделанное самим автором.
"Церковь в имении Его Императорского Высочества Великого князя Георгия Михайловича "Харакс" построена в 1908 году и окончательно отделана в 1912. Проектирована в стиле грузинских и армянских церквей на Кавказе Ахпата и Гелатского собора. Сложена из местного известняка в виде штучных камней, с высечкой орнаментальных частей из того же камня. Крыша церкви исполнена из каменных плит, уложенных на железобетонные своды. Иконостас церкви высечен из красного полированного известняка. Царские врата, северные врата и киоты местных икон исполнены из бронзы в том же характере".
Церковь и звонницу Краснов расположил в отдалении от дворцового здания на холме. Они как бы парили над Хараксом. К сожалению, не сохранилось самое главное украшение церкви - купол. Он был сложен из каменных плит в виде восьмигранного шатра, увенчанного каменным четырехконечным крестом. Поддерживал его также восьмигранный барабан в виде аркады с изумительной резной орнаментацией, заимствованной из архитектуры Закавказья. Под куполом, выше аркады, был вырезан славянской вязью пояс с цитатой из проповеди Спасителя: "Придите ко Мне все труждающие и нуждающие, и Аз упокою Вы". Фраза была повторена дважды. По желанию Великого князя вход в церковь украсил мозаичный образ Спаса Нерукотворного, скопированный с иконы в домике Петра I в Петербурге. Копия была выполнена художником Славцовым. Пока мы затрудняемся ответить, почему не был принят проект мозаичного убранства, предложенный для церкви св. Нины архитектором Щусевым, но известно, что знаменитая венецианская фирма Сальвиати получила от Георгия Михайловича заказ на оформление церкви мозаикой.
К концу 1907 года, в разгар строительных работ, Краснов заказал известной фабрике Ивана Алексеевича Жевержеева, поставщика Высочайшего Двора золотошвейных изделий, изготовить для нового храма плащаницу, хоругви, одеяние священника, причем все это по рисункам самого архитектора.
Просматривая списки подрядчиков, принимавших участие в строительстве церкви и звонницы, мы обнаружили фамилии тех, кто затем в 1910 - 1911 гг. успешно проявил себя в царской Ливадии. Это каменщик Пасхалиди, плотник Канащенков, мастера кузнечных и слесарных работ Перфильев и Менье, мастер по мраморным работам Фирис, художник Славцов и другие.
Судьба хозяина имения, Великого князя Георгия Михайловича сложилась трагично. В январе 1919 г. он вместе с тремя другими Великими князьями был расстрелян большевиками в Петропавловской крепости.
Его супруга Великая княгиня Мария Георгиевна и две дочери Нина и Ксения оказались к началу бурных событий февраля 1917 г. в Англии и в Россию больше не возвращались, сохранив тем самым себе жизнь.
Нина Георгиевна, имевшая непосредственное отношение к названию этой прекрасной церкви, скончалась уже в 1974 г. в Соединенных Штатах, где, в основном, она и проживала. От ее брака с грузинским князем Павлом Чавчавадзе родился сын Давид, в прошлом капитан армии США, работавший в ЦРУ. Он прекрасно говорит по-русски, но на Родине своих предков так никогда и не был. Церковь св. Нины причастна к одному из значительных и мало известных для широкой публики событий в истории гражданской войны - эмиграции из Крыма большой, так называемой крымской группы ближайших родственников Николая II.
Летом 1918 г. в Харакс из Дюльбера переехала на жительство вдовствующая Императрица Мария Федоровна, мать Николая II и его сестра Великая княгиня Ольга Александровна с семьей. Когда в Крым дошли слухи о гибели царской семьи в Екатеринбурге и Великого князя Михаила Александровича в Перми, во всех церквях полуострова стали служить литургию в память об усопших, во всех, кроме церкви в Хараксе. Императрица запретила в ней заупокойную службу, она продолжала верить, что ее сын жив. И стены маленькой, обезображенной церкви, помнят еще, наверное, последние слова страстной молитвы Марии Федоровны к Богу перед тем, как она села на небольшой катер на пристани в Хараксе, чтобы потом из Ялты на английском крейсере "Мальборо" навсегда покинуть Родину. Она не хотела верить, что осталась последней Русской Императрицей в истории династии Романовых".
Сейчас Церковь св. Нины восстанавливается с помощью Гаспринского поселкового совета, Ялтинского горисполкома и ближайших санаториев.
|